За хищение 14,6 млрд рублей в банке «Траст» «сели» только финансисты
В Москве вынесен приговор бывшим топ-менеджерам «Траста». Экс-руководитель казначейства Олег Дикусар и финансовый директор Евгений Ромаков получили 7 лет и 4 года лишения свободы соответственно. Трое предполагаемых организаторов преступной схемы, в том числе бывший председатель совета директоров банка Илья Юров, до сих пор в розыске
Читать на полной версииБасманный суд Москвы в понедельник огласил приговор по делу о хищении более 14,6 млрд рублей в коммерческом банке «Траст». Бывший руководитель казначейства Олег Дикусар и финансовый директор банка Евгений Ромаков были осуждены за растрату вверенных средств на 7 лет и 4 года лишения свободы соответственно. Суд признал их исполнителями преступной схемы по выводу активов на счета фиктивных фирм. Трое ее предполагаемых организаторов, в том числе бывший председатель совета директоров банка «Траст» Илья Юров, по сей день числятся в розыске.
Приговор бывшим топ-менеджерам банка судья Елена Ленская зачитывала два часа. За это время с подсудимых — 50-летнего Олега Дикусара и 41-летнего Евгения Ромакова —так и не сняли наручники. Поддержать последнего в суд пришла жена. Дикусар запретил своим родным приезжать на приговор, поэтому из его семьи в зале никого не было.
Дыра за счет кредитов
Национальный банк «Траст» проходил процедуру финансового оздоровления с 22 декабря 2014 года по 22 июня 2015 года. Кредитное учреждение, занимавшее 32 место по активам, получило от санатора — финансовой корпорация «Открытие» — 127 млрд рублей. Весной 2015 года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и «Открытие» обнаружили многомиллиардную дыру в активах и обратились с заявлением в Следственный департамент МВД. В результате было возбуждено дело о растрате (ч.4 т. 160 УК) в отношении бывших руководителей банка, которые успели к этому времени бежать за рубеж. Их заочно арестовали. Как установил суд, топ-менеджеры входили в организованную группу, состоявшую из «неустановленных соучастников». Они действовали в интересах акционеров банка Ильи Юрова, Николая Фетисова и Сергея Беляева, объявленных в международный розыск. Преступления были совершены с апреля 2012 года по декабрь 2014 года. В то время банк «Траст», известный запоминающейся рекламой с участием звезды Голливуда Брюса Уиллиса, выдал свыше десятка крупных кредитов коммерческим фирмам, зарегистрированным в офшорной зоне на Кипре.
Как выяснило следствие, эти компании с «небольшим уставным капиталом» не вели финансово-хозяйственной деятельности и являлись фиктивными. У них были номинальные владельцы и директора, отсутствовали офисы как в России, так и за границей. Денежные средства на общую сумму 9,9 млрд рублей кредитному учреждению они не вернули. Из приговора следовало, что большинство кредитных договоров подписал Дикусар, остальные — Ромаков. Часть из них не была согласована с Центробанком.
Кроме того, суд пришел к выводу, что Дикусар в интересах собственников банка совершил отчуждение ценных бумаг — еврооблигаций, находящихся на балансе кредитной организации, на общую сумму 4,6 млрд рублей. В деле, в частности, речь шла о 61,5 млн еврооблигаций «Россия 2030» стоимостью 1,4 млрд рублей, а также ряде ценных бумаг общей стоимостью еще 3,25 млрд рублей. Для этого на Кипре были учреждены фиктивные фирмы Black Coast Property Development and Mаnagеment Limited и Edenbury Trading Limited. Они также были подконтрольными экс-акционерам «Траста».
Добросовестные исполнители
В ходе судебного процесса подсудимые вину отрицали. Они утверждали, что добросовестно выполняли свои должностные обязанности. Так, по словам Олега Дикусара, решения о выдаче денег офшорам принимались на кредитном комитете, председателем котором являлся Илья Юров. Сам Дикусар членом комитета не был. Подсудимый уверял, что со своей стороны тщательно проверял все договоры и документы, прежде чем их подписать. По его словам, о том, что бенефициарами кипрских компаний являлись совладельцы банка, он не знал. Евгений Ромаков, который также занимал должность зампредправления банка «Траст», высказал аналогичную позицию, сообщив, что он визировал документы, когда видел подписи владельцев банка или вышестоящего руководства. «Подписание договоров носило формальный, а не преступный характер», — убеждал он суд.
Однако судья не поверила фигурантам. В приговоре говорилось, что их вина подтверждается собранными по делу доказательствами: показаниями потерпевшего, свидетелей и результатами экспертиз. «Свидетели дали подробные показания, изобличающие Дикусара и Ромакова в хищении ценных бумаг», отмечалось в документе. При этом судья указала, что организованная группа не обязательно подразумевает общее знакомство членов ОПГ друг с другом. Суд признал Олега Дикусара виновным в трех эпизодах растраты вверенного имущества в особо крупном размере (ч.4 ст. 160 УК РФ), а Ромакова — в одном эпизоде растраты. При назначении наказания к смягчающим вину Ромакова обстоятельствам были отнесены положительные характеристики подсудимого (коллеги и друзья отзывались о нем как об ответственном, инициативном и бескорыстном человеке), наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей и престарелых родителей. Вместо 5,5 года колонии, которые для подсудимого просил прокурор, Елена Ленская назначила фигуранту 4 года лишения свободы. А вот Дикусару она дала всего на полгода меньше, чем для него требовал гособвинитель, — 7 лет заключения. Осужденные должны отбывать наказание в колонии общего режима.
При этом суд оставил без рассмотрения иск признанного по делу потерпевшим банка «Траст» о возмещении причиненного ему ущерба на сумму 7 млрд 110 млн рублей и 243 млн 31 тысяча долларов. Он может быть подан в порядке гражданского судопроизводства. Защитники фигурантов были настолько раздосадованы приговором, что покинули суд, не давая комментарий. Обжаловать приговор в Мосгорсуде они смогут в течение 10 дней.
Свободный человек
На сегодняшний день это единственные высокопоставленные сотрудники Национального банка «Траст», попавшие за решетку. Его бывшим совладельцам предстать перед судом пока не грозит. 20 ноября 2016 года бывший председатель совета директоров банка Илья Юров был задержан на Украине, куда он прилетел с Кипра. Однако Бориспольский городской районный суд Киевской области отказал в его аресте, сославшись на то, что номер его кипрского паспорта на имя не совпадает с номером документа и фамилией, указанными в розыскном деле. Позже Апелляционный суд Киевской области подтвердил правомерность этого решения и экс-банкир покинул страну.