Меньше еды, больше веселья. Как изменились столичные ТЦ за 10 лет
Удачное начало года внушает московскому рынку торговой недвижимости надежду на восстановление. Между тем о прошлом столичных ТЦ вспоминают аналитики Knight Frank
Читать на полной версииАналитики столичного рынка торговой недвижимости, несмотря на очевидные трудности, называют 2016 год даже удачным. По оценкам компании NAI Becar, уровень вакансии в сегменте показывал рост, но уже не такой заметный, как в 2015-м, ставки падали, но опять же не так значительно: все-таки сокращение объемов нового строительства свое дело сделало.
Начало этого года оказалось совсем позитивным: проявленная заинтересованность со стороны международных сетей и региональных ритейлеров слегка толкнула ставки вверх, и все опять заговорили о постепенном восстановлении и наличии серьезного потенциала. На этом фоне любопытно выглядят выводы компании Knight Frank, проанализировавшей, как за последние десять лет изменился состав арендаторов торговых центров.
Оказывается, если десять лет назад крупнейшими арендаторами были продуктовые супер- и гипермаркеты, которые занимали около 40% площади торговых центров, то сегодня они по-прежнему крупнейшие, но площадь занимают менее 10%. Главные виновники произошедшего — местные ТЦ и так называемые магазины у дома, которых за это время стало больше в 11,5 раза. По подсчетам компании «НДВ-Недвижимость», в Новой Москве, например, собственный торговый центр предусмотрен в 26% проектов.
Если продуктовики ужимаются, то развлекательный и смежные сегменты, наоборот, разбухают: за десять лет доля занимаемых ими площадей увеличилась почти вдвое — до 14%. Так же вдвое выросло присутствие в торговых центрах детских магазинов и представителей fashion-сегмента, а магазины профиля «мебель, интерьер, товары для дома», которые раньше не дотягивали и до 1,5%, теперь освоили уже больше 8% площадей. За это отчасти можно сказать спасибо столичным девелоперам: все понастроенное и купленное приходится обставлять и оформлять.