Ирак начал операцию по освобождению западного Мосула от террористов. После первых часов наступления иракская армия отчиталась о захвате нескольких деревень к югу от западной части города. Перед наступлением ВВС Ирака сбросили на город миллионы информационных листовок: жителям сообщали о предстоящем штурме, а боевикам «Исламского государства», запрещенного в России, предлагали сдаться.

Квентин Саммервиль корреспондент BBC в Ираке «Исламские силы специального назначения и полиция продвигаются вперед. Они направляются в «Исламское государство», которое находится буквально в двух километрах от того места, где я сейчас нахожусь. Все утро самолеты коалиции сбрасывали бомбы на позиции врага, чтобы войска смогли туда войти. Также подошли танки. Пехота пока что ждет. Судя по имеющимся видеозаписям, бойцы «Исламского государства» прорыли глубокие тоннели в деревнях, которые находятся на юго-западе от Мосула. В западной части города остаются автомобили, начиненные взрывчаткой, и основные бойцы ИГИЛ».

Почему старт операции произошел именно в эти дни, и как может сказаться на ИГИЛ возможная потеря контроля над Мосулом?

Валерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «Попытки предпринимались и раньше наступательных действий. Но они оказывались не очень удачными. Так что первая сторона — это то, что операция подготовлена. Возможно, и даже вероятно, американская администрация сказала, что пора. Пора, наконец-то, покончить с террористами, с ИГИЛ. Так что вот эти два фактора сошлись. В первую очередь, это, конечно, подготовленность операции. Американцы вложили немало ресурсов в подготовку вооруженных сил Ирака. По крайней мере, пара дивизий, которые они считают боеспособными. И помимо этого, в Ираке участвуют в боевых действиях 600 американских консультантов — это стоящих на службе в вооруженных силах США. И 6 000 человек, которые служат в частных военных компаниях, то есть там представлены американцы. К сожалению, для всего мира, эта организация «Исламское государство» обладает значительной гибкостью, адаптивностью к ситуации. Контролирует немалые территории, они могут сжаться и будут продолжать борьбу. Более того, даже если удастся уничтожить их территориальную базу, а я думаю, что эта задача станет в повестке этого года и следующего, это не означает что будет уничтожена идеология».

Из-за нынешней операции ООН ожидает бегства из Мосула до 400 тысяч жителей. Мосул разделяет на две части река Тигр. По различным данным, в плену у террористов на западном берегу города могут находиться до 800 тысяч человек. Каковы шансы у армии Ирака окончательно взять под контроль весь Мосул?

Александр Баунов главный редактор Carnegie.ru «Численный перевес у иракской армии есть. Другое дело, что численный перевес при наступлении должен быть многократным. Брать город всегда труднее, чем оборонять город. Вы видели, что сирийская армия при помощи российской авиации справилась со взятием Алеппо, хотя я так понимаю, что противник у Алеппо был менее страшным. Все-таки «Исламское государство», те люди, которые сидят в Алеппо, — это не просто вооруженные местные жители, это не просто ополчение, это все-таки боевой террористический интернационал, международный, укомплектованный, в общем-то, профессиональными воинами, мотивированными, в том числе, религиозно, чтобы погибнуть в бою и так далее. Мы это все наблюдали на собственном примере. Так что брать Мосул будет трудно. Жители должны быть готовы, жители должны, в том числе прятаться, потому что, скорее всего, взять миллионный город без гражданских жертв невозможно. Конечно, писать об этом не будут, так как писали о взятии Алеппо. Хотя тут вопрос возникает, ведь мы сейчас находимся в любопытном историческом периоде, когда, в том числе американская пресса заинтересована в поражении собственной власти. Некогда, например, к вторжению Буша в Ирак собственная американская пресса относилась очень критически, а британская еще более критически. Но тем не менее. Так что реакция может быть разная. Может быть, в Америке теперь найдутся, наверняка, и политики, и журналисты, и общественные деятели, которые будут писать и о больших гражданских жертвах, и неумело проведенной операции, и в каком-то смысле будут рады, если эта операция не удастся, потому что это уже операция Трампа».

Наземная военная операция по освобождению Мосула началась 17 октября 2016 года. В ней принимают участие подразделения регулярной армии Ирака, отряды курдского ополчения и формирования добровольцев. Международная коалиция во главе с США предоставляет воздушную и артиллерийскую поддержку.