«Сверка часов». Зачем главы генштабов РФ и США встретились впервые за три года?
Насколько значимыми можно считать первые с начала украинского конфликта военные контакты на высшем уровне, и о чем могли договориться генералы?
Читать на полной версииРоссия и США активизируют военные контакты, но о кооперации речи не идет. Таковы итоги первой встречи высших военных чинов двух государств с момента начала конфликта на Украине, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники.
Начальник Генштаба России Валерий Герасимов 16 февраля провел переговоры с главой Комитета начальников штабов США Джозефом Данфордом. Оба чина являются высшими в российской и американской армиях. Встреча прошла на нейтральной территории — в столице Азербайджана Баку.
Последние переговоры российских и американских военных на высшем уровне прошли в начале 2014 года — за месяц до украинской революции. Вскоре после этого на фоне крымских событий Пентагон приостановил все контакты с Москвой. Теперь высшие генералы встретились снова. Следует ли интерпретировать это как сигнал некого потепления?
Вопрос заключается в степени сотрудничества. Заявления Пентагона и Минобороны могут претендовать на рекорд по обтекаемости. Например, публикация российского военного ведомства, состоящая из четырех предложений, имеет заголовок «Военачальники России и США договорились о совместной работе по снижению напряженности в мире».
Цель контакта была бы понятна, если бы генерал Данфорд был назначенцем Трампа, но он занимает должность уже почти два года. Наблюдателям остается только водить вилами по воде в рассуждениях о том, договорились ли о чем-то генералы или просто приехали в Баку пожать друг другу руки. Основные версии касаются именно Сирии, предполагает руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов.
Антон Мардасов руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития «Я подозреваю, они встречались, чтобы обговарить варианты возможного сотрудничества по борьбе с «Исламским государством». Не то что сотрудничество, а разграничение каких-то сфер влияния, поскольку предстоящие события вокруг сирийской Ракки кажутся все ближе и ближе, и странам нужно определять, каким образом они могут взаимодействовать. Для России это важно, поскольку участие сирийских военных, присутствие в провинции Ракка, даже на юге провинции, необходимо для того, чтобы претендовать на какие-то территории. Естественно, российское командование это понимает и всячески будет лоббировать. Спектр вопросов большой, другой вопрос, удалось ли договориться. Но возможно, стороны и не ставили целью договориться о каких-то конкретных шагах. Возможно, речь просто шла об обозначении позиции и сверке часов».
Накануне встречи между главами Минобороны США и России произошел словесный конфликт. Глава американского ведомства Джеймс Мэттис заявил, что переговоры с Россией необходимо вести «с позиции силы». В ответ Сергей Шойгу потребовал от Пентагона «разъяснений», однако перепалка не привела к отмене российско-американской встречи военачальников.
По окончании переговоров в Баку генерал Данфорд направился на встречу с турецким коллегой, что косвенно подтверждает версию о сирийском акценте российско-американских военных контактов. При этом главные вопросы на тему Сирии остаются открытыми: насколько достоверны сообщения американских СМИ о рассмотрении Пентагоном возможности использования там наземных войск, будет ли такой вариант представлен Трампу, и что решит сам президент США.