Глава МИД Сергей Лавров и новый госсекретарь США Рекс Тиллерсон провели первую встречу в преддверии министерского заседания G20 в Бонне. По словам обоих, она была продуктивной, хотя были произнесены лишь дежурные слова. Но обратить внимание сейчас стоит на другое: американские газеты описывают нынешнее состояние новой американской администрации как полномасштабный организационный и политический кризис.

Главным политическим скандалом остается тема о якобы секретных контактах команды Трампа с российским политиками и спецслужбами. Как в Москве расценивают складывающуюся ситуацию с точки зрения перспектив улучшения российско-американских отношений? Ведь еще недавно некоторые эксперты намекали чуть ли не на возможность некой «большой сделки».

Скандал вокруг отставки советника по нацбезопасности Майкла Флинна разгорается, как пожар в джунглях. Конгрессовское расследование возможных контактов Трампа и его окружения с русскими становится неизбежным. Лидер республиканского большинства в Сенате Митч Макконнел уже заявил о намерении «расширить» разбирательство по поводу того, какую роль сыграли русские хакеры и разведчики в президентских выборах. Для республиканцев уже просто опасно пытаться загасить этот скандал в условиях, когда масс-медиа нагнетают драматизм каждый день, подбрасывая новые факты.

Уже звучит такая мысль: дескать, Майкл Флинн не по своей инициативе пять раз названивал российскому послу в США 29 декабря, когда Обама выслал 35 российских дипломатов. Кто же ему поручил это? Почему Трамп не проинформировал о содержании разговора вице-президента Пенса, которого Флинн тоже не оповестил? Нынешнюю ситуацию сравнивают с «Уотергейтом».

Плюс к тому в новой администрации царит полный организационный хаос: кандидат в министры труда Эндрю Пуздер даже не дошел до слушаний в Сенате — снялся сам. Пресса живописует противоречивые действия и заявления помощников Трампа, координация между которыми явно не на высоте. Важнейшие пункты предвыборной повестки президента зависли в неопределенности. Республиканцы уже не знают, что делать с медицинской реформой Обамы: так просто ее не отменить, как выяснилось. Не готов обещанный план сокращения налогов и финансовых реформ, на ожидании которых так резво поднялся фондовый рынок.

Зато глава Пентагона генерал Джеймс Мэттис отметился жесткими заявлениями в адрес России. Самое время вспомнить прогнозы тех, кто в конце прошлого года говорил, что во внешней политике новая администрация больше всего будет напоминать рейгановские времена. Сам Трамп, отойдя от предвыборной риторики, уже говорит, что Обама был с Россией слишком мягок. Это все, конечно, можно расценивать как риторические уступки в ответ на оказываемое на Белый дом давление, где именно «русский вопрос» стал центральным. Но в любом случае следует быть готовым к тому, что любые переговоры с Москвой сейчас будут рассматриваться сквозь призму подозрений: дескать, президент Америки — «агент Путина». А что будет, если Пентагон созреет до наземной операции в Сирии? Притом, что генерал Мэттис категорически против координации военных действий с Москвой.

Кремль до сих пор был сдержан в оценках действий новой администрации. Но, выступая 16 февраля на коллегии ФСБ, российский президент дал понять, что на внешнеполитическом фронте расслабляться рано. Одной из главных угроз названо расширение НАТО и размещение стратегических и обычных вооружений вблизи российских границ. «Нас постоянно провоцируют и стремятся втянуть в конфронтацию. Не прекращаются и попытки вмешательства в наши внутренние дела», — подчеркнул Путин. Дана жесткая оценка ситуации на Украине, где целью киевских властей названо силовое решение ситуации в Донбассе. Москва дает понять, что к военной эскалации на Украине готова. В то же время Путин избегал прямых выпадов в адрес США. Традиционная критика попыток навязать «однополярный мир» на сей раз не прозвучала. Зато было сделано предложение восстановить сотрудничество спецслужб двух стран. Это будет непросто. Часть американских спецслужб явно работает против новой администрации. Причем эти люди, похоже, верят, что по крайней мере «кибервойна» с Россией уже началась.

В декабре Обама выслал 35 российских дипломатов в качестве ответа на хакерские атаки против американской демократии. Якобы именно Майкл Флинн тогда просил Кремль через посла Кисляка не отвечать взаимностью, и этот «выстрел» Кремль действительно пока оставил за собой.