Кампания по отзыву банковских лицензий. Набиуллина извинилась
Агентство Bloomberg пишет, что Набиуллина извинилась за прямое обращение к Путину. Она попросила о поддержке своей кампании по отзыву у банков лицензий. Набиуллина сделала это в обход правительства
Читать на полной версииГлава Центробанка извинилась перед правительством за прямое обращение к Путину. Одобрение президента потребовалось Эльвире Набиуллиной из-за того, что очередной этап проводимой ЦБ кампании по борьбе с сомнительными операциями мог затронуть некоторые из крупнейших банков России, сообщает Bloomberg. Агентство отмечает, что у многих проблемных банков есть высокопоставленные клиенты, близкие к деловой, политической и силовой элите, которые препятствуют усилиям регуляторов.
По словам двух источников агентства, Набиуллина в прошлом году извинилась перед членами правительства за то, что в обход их в июне попросила главу государства о поддержке и сумела получить одобрение представленных ею предложений.
В то же время собеседники Bloomberg отметили, что Путин не наделил Набиуллину настолько масштабными полномочиями, чтобы она могла по своему усмотрению отзывать лицензии у банков.
Анатолий Аксаков президент Ассоциации региональных банков «Россия», председатель комитета Госдумы по финансовому рынку «Я сомневаюсь, что были какие-то извинения. И не только президент, но и экономический блок правительства поддерживали идею. Мало ли у кого какие интересы были. Я допускаю такое, что у некоторых членов правительства могли быть какие-то там счета или какие-то взаимоотношения с руководителями, с собственниками кредита. Но вот идеологию по оздоровлению банковской системы, по зачистке ее, можно прямо говорить, преступных институтов, поддерживали практически все члены правительства. Это нормально. Это не странно было читать о том, что Набиуллина принесла извинения правительству за свои действия по зачистке банковской системы. ЦБ у нас — независимый институт, который сам принимает решения по тем или иным своим действиям. И нет никаких, скажем так, правовых обязательств у ЦБ перед правительством. Но и очевидно, ЦБ где-то взаимодействует с президентом при принятии таких принципиальных решений. Поэтому согласование не требовалось. Опять же такая постановка Bloomberg, она вызывает удивление, потому что, по закону, ЦБ независим, и он принимает решения самостоятельно по любым вопросам, касающимся его компетенции. Если по идеологии, то точно извинений она не должна приносить, по принципам своей политики. Но, а по частностям, например, по какой-то кредитной организации, такие вопросы должны проводиться очень быстро, я бы так сказал, в конфиденциальном режиме. То есть чтобы как можно меньше людей знало о том, что, например, будет отозвана лицензия или какие иные действия будут предприняты для того, чтобы средства не вывели из кредитной организации до прихода, например, временной администрации».
С тем, что извинения выглядят как минимум странно, соглашается финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Павел Медведев финансовый омбудсмен «С первого дня, как она стала председателем ЦБ, она поразительно просто точно правильно себя ведет. Поэтому такой ложный шаг спрашивать что-то у президента, да так, что это стало известно. Посоветоваться с президентом частным образом, наверняка, она может. Не знаю, фактически она это делает или нет, но, разумеется, можно. Она могла с Путиным посоветоваться, но чтобы она обратилась к нему за разрешением что-то сделать, ну я думаю, что Путин бы ужасно удивился. По-моему, это неправдоподобно. Я могу только вот домысливать. Но домысливать так, как мне кажется правдоподобным. Но вот обратите внимание, абсолютно подчеркнуто корректно себя ведет. Вот ну ни одного уклонения не было, на миллиметр влево-вправо, вверх-вниз. И чтобы она такую сделала ошибку, ну и главное — президента бы поставила в неловкое положение. Ну, вот никого в неловкое положение за это время, сколько она, ни разу не ошиблась».
В статье Bloomberg отмечается, что оздоровление банковского сектора сейчас является приоритетом для ЦБ. За последние три года — Набиуллина была назначена руководителем регулятора в 2013 году — ЦБ закрыл около 300 финансовых организаций, в том числе почти 100 в прошлом году.