Михаил Швыдкой: лондонская выставка к столетию Октября доказывает, что искусство сильнее политики
Королевская академия художеств представит полотна Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций. Выставка посвящена 100-летию Октябрьского переворота в России
Читать на полной версииЛондон к столетию потрясений 1917 года принимает русское революционное искусство. Королевская академия художеств представит полотна Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций. Многие экспонаты таких художников, как Кандинский, Малевич и Петров-Водкин, впервые будут показаны в Великобритании. О красоте и единстве времени рассуждает Михаил Швыдкой.
В лондонской Королевской академии художеств 11 февраля открылась выставка «Революция: русское искусство 1917-1932 годов». Посвященная 100-летию Октябрьского переворота в России — именно так Ленин назвал событие, которое потом вошло в советскую историю как Великая Октябрьская социалистическая революция — эта выставка, на первый взгляд, соединила несоединимое.
В пространстве одной экспозиции идейные и эстетические антагонисты, казалось, оставили свои политические и художественные распри в прошлом. Всем нашлось место: Ленину, Сталину, Троцкому, их единомышленникам и врагам. Работы Кандинского и Малевича соседствуют с полотнами Шагала, Григорьева и Бродского, дизайн и экспериментальные фотоработы Лисицкого — с классическими фотографиями Наппельбаума, плакаты Клуциса — с аналитической живописью Филонова. И конечно же, представлена революционная классика «важнейшего из искусств» — кинематографа: фрагменты из фильмов Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Якова Протазанова.
Куратор выставки Наталья Мюррей, тонкий знаток искусства революционной эпохи, русская, которая много лет живет и работает в Великобритании, доказала, что истинное чувство историзма присуще не только англичанам. Но, наверное, именное за пределами России оказалось проще взглянуть на историю революционной утопии как на некую эстетическую и даже политическую целостность. В конце концов, художники всех направлений, творящие в эту великую и трагическую эпоху, были уверены, что создают искусство для масс и во имя масс, десятков, сотен миллионов людей, которых революционный взрыв вытолкнул на подмостки истории. Единство времени, в котором они жили бок о бок, через столетие оказалось важнее их разногласий, и они вполне мирно, хотя и не без рефлексии существуют в одном выставочном пространстве.
Кто-то может сказать, что президент Королевской академии художеств Кристофер Ле Брюн шел на политический риск, отдавая лучшие залы для этой выставки. Но, судя уже по первым откликам британской прессы, традиционно не жалующей Россию, он вышел из этой истории победителем. Художественные шедевры, принадлежащие вечности, оказались могущественнее политических конфликтов, которые, хочется верить, неизбежно канут в Лету. И хотя в нынешнем году в разных странах мира нас ожидает много художественных проектов, посвященных 100-летию Октябрьской революции, начиная от Китая и заканчивая Мексикой, уверен, что выставка в Королевской академии художеств Великобритании стала тем образцом, на который придется равняться.