Обновлено 13:17

Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить 183 тысячи евро гражданам, получившим отказ в проведении митингов. Решение вынесено по жалобам 23 российских активистов, которым власти в разное время не согласовали проведение публичных мероприятий.

Суд счел, что власти нарушили права россиян на свободу собраний. Появилась надежда на то, что после решения Страсбурга проблема может сдвинуться с мертвой точки, говорит глава движения «За права человека» Лев Пономарев:

Лев Пономарев глава движения «За права человека» «Это объединенное решение, которое касалось 23 человек, там не одна акция, а много. Я сам получил по двум акциям. И надо понимать: это не за то, что меня незаконно задерживали, а за то, что мне отказывали в проведении акции незаконно. Эта проблема осталась, она сейчас есть. Мне в этом году несколько раз отказывали незаконно в проведении акции. Я добиваюсь встречи с руководством департамента безопасности, эту встречу лоббирует Москалькова, она согласна, что надо встречаться, в том числе и с моим участием, с участием других людей, которым отказывали в проведении акции, но эта встреча все время откладывается. Хотелось бы посмотреть глаза в глаза в департамент безопасности Москвы и показать им на их нарушения. Может быть, вот эти решения ЕСПЧ как-то подтолкнут к такой встрече, и регламент будет как-то изменен взаимодействия с департаментом безопасности и с заявителями массовых акций в Москве».

У России есть право обжаловать решение ЕСПЧ. Вряд ли 183 тысячи евро выплатят правозащитникам, обратившимся в суд, говорит председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

Алексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «Думаю, Россия будет оспаривать это решение ЕСПЧ. Безусловно, есть необходимость рассматривать каждый конкретный кейс отдельно. Почему в каком-то конкретном случае отказано в согласовании о проведении митинга, почему было ограничено число участников и так далее, и в какой-то ситуации данное место было зарезервировано для проведения другого массового мероприятия. В какой-то ситуации данная площадка просто не вмещает определенное количество людей, и не могла обеспечить безопасность. Брать и объединять 23 дела в одно и принимать по ним общее решение, наверное, было неправильно с точки зрения ЕСПЧ. Скорее всего, Россия будет его обжаловать, а если все-таки ЕСПЧ будет настаивать на том, чтобы это решение вступило в силу, тогда все-таки министерство юстиции может обратиться в Конституционный суд. Практика такая уже есть, и по отдельным решениям ЕСПЧ Конституционный суд уже принял решение о том, что решение Европейского суда не соответствует Конституции России, соответственно, это решение исполняться на территории России не будет».

От закона о проведении митингов страдают не только правозащитники и активистами. С отказами в согласовании мероприятий регулярно сталкиваются депутаты Госдумы. Представители ЛДПР внесли поправки, отменяющие требование закона согласовывать массовые встречи с парламентариями, говорит парламентарий Ярослав Нилов.

Ярослав Нилов депутат Госдумы «Не дают разрешения проводить законным способом массовые мероприятия, депутаты вынуждены идти на такие шаги, как это произошло в Москве, когда хотели массовый митинг против политики департамента транспорта Москвы провести, власти просто не согласовывали, направляли в различные спальные районы, в небольшом количестве — идите и там проводите. Делают все, чтобы размывать протестные настроения. Поэтому некоторые депутаты от других фракций провели так называемую встречу с избирателями, где находились несколько тысяч граждан. Власть, видимо, этого испугалась, в Москве приняли региональный закон, и теперь подобное было внесено в Госдуму. Мы же внесли альтернативный проект закона, в котором наоборот считаем: ни в коем случае нельзя заставлять депутата согласовывать свои встречи с избирателями, этим могут злоупотреблять и бороться с неугодными депутатами, привлекая сначала к административной, а потом и к уголовной ответственность, вплоть до лишения мандата это может быть. Сегодня вы в партии власти, а у вас могут поменяться в любой момент отношения с вашим губернатором, неизвестно, в том числе, чем это для вас закончится».

Заявители говорят, что в российских судах отстоять свою правоту они не смогли, поэтому и обратились в ЕСПЧ.