Михаил Швыдкой: Захарову удалось не превратить юбилей «Ленкома» в свое чествование
«Ленком» отметил 90-летие. Конечно, публика встретила Марка Захарова бурными аплодисментами, но режиссеру удалось направить русло праздника в воспоминания всей истории театра. По мнению художественного руководителя Московского театра мюзикла Михаила Швыдкого, без внимания никто не остался
Читать на полной версии90-летие «Ленкома»: режиссеру театра Марку Захарову удалось не превратить юбилей театра в чествование режиссера. Вся программа празднования была построена так, что зрители не сомневались, что театр существовал и до Захарова.
Отмечая 90-летие «Ленкома», Марк Захаров проявил завидную историческую мудрость. Естественно, когда он вошел в зал, публика устроила ему ожидаемую стоячую овацию, но вся программа юбилея была построена таким образом, чтобы у зрителей не возникло сомнений: Театр имени Ленинского комсомола существовал и до того, как его возглавил Марк Анатольевич.
Это подтверждали не только юные артисты, которые разыгрывали некий революционный шум, но и зрелые мастера, которые не преминули вспомнить историю этого театра, такою, какой она была на самом деле. Тон задал Александр Збруев, который проработал в «Ленкоме» 55 лет. Именно он начал марафон воспоминаний. Он постарался не забыть никого: от Ивана Николаевича Берсенева и Софьи Владимировны Гиацинтовой, которые вместе с Ростиславом Яновичем Пляттом, Серафимой Германовной Бирман и Аркадием Григорьевичем Вовси стояли у истоков Театра рабочей молодежи в конце 1920-х и в 1930-е годы, до Анатолия Васильевича Эфроса, который руководил этим театром счастливые три года во второй половине 1960-х. Именно тогда здесь были поставлены пьесы Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» и «Снимается кино», «В день свадьбы» Виктора Розова, булгаковский «Мольер», «Чайка» Чехова.
Это не умалило, но еще больше возвысило Марка Захарова, который точно знает, что красота истории состоит в ее полноте. Ее противоречивость и парадоксальность, ее взлеты и падения, трагические или фарсовые перипетии, непостижимые, порой, трансформации создают ее великое мистическое пространство, в который хочется погрузиться как в колодец глубины несказанной (позволю себе использовать это определение Томаса Манна).
В этом смысле 90-летие «Ленкома», которое начало череду юбилеев юбилейного революционного года, стало примером вполне объективного отношения к прошлому. И это лишь подчеркнуло значительность настоящего. В 2018 году исполнится 45 лет, как Марк Захаров руководит театром, где он поставил такие выдающиеся спектакли, как «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Юнону и Авось» Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского, «Поминальную молитву» Григория Горина и многие другие, в которых выросла и прославилась блистательная галерея актеров «Ленкома» — достаточно назвать Олега Янковского, Александра Абдулова или Николая Караченцова. Его постановки по-прежнему привлекают зрителей уже XXI века. И не в последнюю очередь потому, что он не забыл прошлого этого замечательного театра, история которого во многом совпала с историей нашей страны во всем ее причудливом трагизме и великолепии.