Пермская «Травиата» — фестиваль «Золотая Маска» оказался на периферии
Начался фестиваль «Золотая Маска». В этот раз не в Москве, а в Перми. На постановку «Травиаты» приехала глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Сам спектакль, по словам критиков, заслуживает внимания
Читать на полной версииТрадиционно он проходит в Москве, но впервые за историю фестиваля старт был дан в субботу в Перми. Столичным театралам пришлось приехать в Пермский театр оперы и балета. В их числе оказалась и председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.
Впервые «Золотая Маска» стартует не в Москве, а в Перми. Это связано с тем, что «Травиата» — спектакль очень сложный в том, что касается подготовки, и привезти его в Москву оказалось практически невозможным. При этом пермская «Травиата» — постановка не новая. Ее премьера состоялась в прошлом году и была приурочена к открытию Дягилевского фестиваля, на котором, кстати, ни эта, ни другие постановки наград не получили. Но постановка, безусловно, заслуживает внимания, говорит театральный критик Алена Солнцева.
Алена Солнцева театральный критик «Спектакль Уилсона — это очень большая машинерия, это очень сложный свет, это очень серьезная постановочная работа, она должна быть очень точной. Самое идеальное — это смотреть его спектакли, которые он ставит для Comedie-Française, потому что французские актеры очень точно выполняют все позы, потому что это такой театр, который немного напоминает театр живых кукол. Это трудно перенести на чужую сцену. Пермский театр оперы и балета сейчас в очень хорошей форме, художественный руководитель и главный дирижёр Теодор Курентзис — перфекционист маниакальный. Уровень этого театра — это мировой уровень».
Теодор Курентзис, который дирижировал постановкой в субботу и будет дирижировать в воскресенье вечером, родом из Греции. Но с начала 1990-х он живет и работает в России. Он учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова в классе профессора Ильи Мусина. Ему удивительно точно удалось передать постановку 75-летнего Роберта Уилсона, которого The New York Times называет «самой влиятельной фигурой в мире экспериментального театра и исследователем способов использования пространства и времени на сцене».
Алена Долецкая главный редактор журнала Interview Russia «Это, наверное, моя 50-я «Травиата», которую я смотрю и слышу. Я искренне ее для себя записала, как лучшую «Травиату», которую я услышала за все это время. Опера — это удивительно условный вид искусства, во многом классический, во многом устаревший формат, людям, которые любят оперу, привычный. И тут Роберт Уилсон вместе с Теодором Курентзисом показывают нам условность оперы тем, что они делают условные декорация, условное движение: там нет стакана воды, когда Виолетта просит ей подать на смертном одре, там нет писем, которые они передают из рук в руки, там нет барочных скамеечек и прочих бесконечных стульев и деревьев, на которых что-то висит. Там есть удивительной красоты задник в стиле современного художника Таррела. Переходящие цвета. Герои с выделенными лицами, они, скорее, в платьях, конечно, наверное, XVIII века, условно. Это очень красиво. И на фоне такой тройной условности вдруг оказывается невероятно удобно, приятно и проникновенно слышать музыку и слышать голос».
Пермская «Травиата» — не чисто пермская. Это совместная работа датского Unlimited Performing Arts, австрийского Landestheater Linz и люксембургского Les Thеtres de la Ville de Luxembourg. Фестиваль «Золотая Маска» продолжится в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко 15 февраля постановкой Кармен Екатеринбургского театра оперы и балета. А завершится он награждением, которое должно состояться 19 апреля.