«Изгнание» в Театре Маяковского

Как написали в одном из анонсов, «вместо далеких эпох — современный Лондон, вместо интеллектуальной элиты — литовские мигранты-пролетарии». Ради создания этой пьесы Марюс Ивашкявичюс ездил в Лондон, проводя большую часть времени отнюдь не в тех районах, о которых обычно повествуют путеводители. В течение месяца драматург «скитался» по рабочим окраинам, собирая материал. «Он писал комедию, а написал трагикомедию, ибо насколько бы тяжелым не казался путь главного героя, юмор всегда у Марюса рядом», — говорит режиссер Миндаугас Карбаускис.

Персонажи спектакля в поисках лучшей жизни приехали в столицу Великобритании. Для них в этом упоительном слове «Лондон» было сосредоточено все: мечты, надежды, вера в будущее. Но этот город, как и любой мегаполис, не благоволит к чужакам, да и уязвимые в своем бесправии мигранты оказываются слишком легкой добычей для более ушлых представителей городских низов.

Но главная проблема кроется даже не в обстоятельствах, а во внутреннем конфликте героев с самими с собой. Кого-то сложности ломают, кого-то делают сильнее, кто-то изначально готов бегать за утками на охоте — быть гончей собакой, зато в резиденции королевы, а у кого-то все же есть амбиции. «У мигрантов есть такое странное чувство, как будто они ментально где-то в воздухе: они уже ушли из своего общества и, возвращаясь в Литву, не знают новых правил этой страны, — рассказывает драматург Марюс Ивашкявичюс. — Но в то же время и в Лондоне они не стали местными и оказались чужими. Поэтому они так и остаются где-то между. Это можно назвать своеобразным «потерянным поколением», ведь они все это делают для своих детей, потому что их жизнь уже не состоялась».

У главного героя спектакля Бена амбиции есть. Он идеалист, выбравший слишком сложный путь и всю жизнь ему следовавший. Бен проходит свой непростой путь вместе с Фредди Меркьюри, который становится для него лучшим другом и причиной многих открытий и испытаний, а композиция God Is Heavy — лейтмотивом всего спектакля.

У большинства персонажей мечты о лучшей жизни разбиваются о реалии действительности с таким же оглушительным грохотом, с каким захлопывается крышка металлического мусорного бака. Металл становится главным, определяющим материалом всего пространства спектакля. «Я вспомнил заготовку 1965 года, когда пытался делать с Вадимом Зобиным какую-то пьесу в Университетском театре, — делится воспоминаниями народный художник России Сергей Бархин. — На сцене в бывшей Университетской церкви стояла жесткая стенка из сизого металла, который все артисты Университетского театра называли магическим, почти дворянским словом декапир. Вот этот декапир я и вспомнил и предложил режиссеру как главный, все определяющий материал. Из этого сизого железа был сделан сложной формы ящик максимальной высоты и ширины. Красная краска, разбрызганная по полу и стене ящика, и светящиеся красные и синие трубки дополняют это пространство сцены».


«Бенефис» Владимира Этуша в Театре Вахтангова

«Бенефис» Владимира Этуша. Фото: Валерий Мясников/Театр имени Вахтангова

Главная звезда этого спектакля — 94-летний Владимир Этуш. Он играет бабушку, мать главной героини. Чтобы как-то объяснить, почему в этой роли выступает мужчина, в Вахтангова придумали «театр в театре». «Бенефис» начинается с того, что якобы не успела прилететь из Америки актриса, а отменить вечернее представление нельзя, так что вытолкать на сцену решают старенького пожарного, который работает давно, а потому помнит все реплики наизусть. Этуша подхватывают под руки, и в следующий раз он появляется уже в декорациях — в инвалидном кресле, чепце и при макияже.

Играют достаточно популярную пьесу «Пока она умирала». Есть такой очаровательный фильм с Янковским «Приходи на меня посмотреть» об одинокой женщине с собравшейся на тот свет мамой. Та сетовала, мол, как же я умру, а ты останешься у меня совсем одна, вот если бы у тебя был муж. Дочь, чтобы утешить, возьми да и затащи в квартиру первого попавшегося мужика, который всего-то ошибся дверью. Этуш решил рискнуть. «Когда ему предложили пьесу Птушкиной «Пока она умирала», а именно женскую роль, очень старой женщины Софьи Ивановны, Этуш стал колебаться, подумал, что надо переписать, превратить героя в мужчину, и даже обратился к исследователю театра Борису Поюровскому с вопросом, как быть, переписывать ли текст, поскольку в вахтанговском театре уважение к авторам хранят свято, — рассказывает театральный критик «Новых известий» Ольга Егошина. — Поюровский сказал разумную вещь: переписав полгероя, мы порушим что-то в самом тексте. Главное в тексте — это отношения очень старой дамы и ее дочери, которую будет играть Ольга Тумакина, ученица Владимира Этуша, замечательная вахтанговская актриса, только что сыгравшая Кабаниху в «Грозе». Тут абсолютно другой характер: нежная преданная дочь, обожающая свою мать, посвятившая ей жизнь и не считающая это жертвой. История любви двух женщин, матери и дочери, которые счастливы друг другом».

Зал принимает Этуша на ура. Не к нему претензия, но вообще-то жаль, что про пожарного, который играет бабушку, с чего, собственно, начинался спектакль, здесь вспоминают от силы пару раз. Этуша это и самого напрягало: он просил поменять пьесу, чтобы играть папу, а не маму, но никого не убедил. Именно поэтому и придумали эффект «театра в театре», который в итоге оказывается недотянутым. Но вы же на популярного советского актера собираетесь идти, а не следить за драматическими стыковками, правда? Билеты недорогие: балкон по 1000 рублей, партер — 2500 рублей.


Благотворительный концерт «Жизнь в движении» в Театре Наций

Благотворительный концерт «Жизнь в движении». Фото: Театр Наций

Концерт организован в поддержку детей с ограниченными возможностями. Евгений Миронов, Анатолий Белый, Ирина Пегова, Леонид Ярмольник, Юлия Пересильд соберутся вместе, чтобы представить в художественной форме реальные судьбы необыкновенных детей и их путь к обретению жизни в движении, к достижению безграничных возможностей. Талантливые молодые люди с ограниченными возможностями соединятся на сцене со звездами оперы, балета и эстрады. Каждый номер исполняется в поддержку конкретных детей, которым сегодня нужна помощь.

Финалистка проекта «Синяя птица» Гера Аристова научилась преодолевать многочисленные жизненные трудности для исполнения своей мечты — петь в Большом театре. «Мне хочется доставить удовольствие людям своим пением. Хочется, чтобы когда люди слышали меня, у них шли мурашки по коже», — говорит Гера. На сцене Театра Наций она исполнит песню Игоря Николаева в сопровождении ее автора.

Яркий пианист-самоучка Алексей Романов, играя на рояле без кистей рук, поражает зрителей своим талантом и собирает полные залы. Он исполнит всеми любимые произведения в сопровождении выдающихся музыкантов. Аня Злобина, победительница международного кинофестиваля для особых детей «Ты не один», представит свой новый мультфильм, полностью рисованный от руки и снятый на стихи собственного сочинения. В завершении концерта выступит победитель телевизионного шоу «Голос. Дети» Даниил Плужников.

«Жизнь в движении» — это проект, объединяющий людей с разными возможностями, — говорит автор и продюсер проекта Наталья Шагинян-Нидэм. — Он помогает раскрыть невероятные ресурсы каждого и показать, что наши возможности безграничны. Их рамки можно раздвинуть и выйти за их пределы, преодолев порой невозможное».

«Арефьевцы и Митьки. Семья Шагиных в неофициальном искусстве» в Artplay

Фото: Artplay

В центре экспозиции — более 200 работ классиков советского нонконформизма: Владимира и Дмитрия Шагиных и Натальи Жилиной. Один из блоков выставочного проекта включает работы членов легендарной группы «Митьки»: Андрея Филиппова, Василия Флоренского, Василия Голубева, Андрея Кузнецова, Александра Бушуева, Татьяны Шагиной и других.

Проект показывает творческую жизнь типичной семьи ленинградских интеллигентов, все представители которой были и являются художниками. Первое поколение семьи, Владимир Шагин и Наталья Жилина, входили в «арефьевский круг», группу ленинградских художников, в послевоенные годы продолжавших традиции русского авангарда; их считают предтечами нонконформистов 1960-х. Второе поколение — Дмитрий Шагин, «главный митёк» страны; его имя получило движение и группа «Митьки».

Как всякое яркое и талантливое явление, «Митьки» имеют свои истоки, их творческая система выросла из принципов «арефьевского круга» и всей ленинградской школы живописи. Переосмысливая, добавляя собственные изобразительные средства, художники-митьки с успехом решали не только задачи чистого искусства, но и создали целую мифологию. Именно они явились отражением существования для целого поколения «дворников и сторожей», идущих вслед за ними интеллектуалов или пытающихся быть интеллектуалами, «несогласных», тех, кому на рубеже 1980-1990-х годов было по 20 лет и для кого Гребенщиков в музыке и Шагин в живописи стали, как теперь говорят, «иконами».

В экспозиции также будут представлены фото- и видеоматериалы, на которых запечатлена жизнь двух поколений ленинградских художников. Выставка работает до 18 февраля, вход свободный.


«Я знаю их… Выставка памяти фотографа Игоря Гневашева» в Центре братьев Люмьер

Лауреат премии «Золотой глаз России», мастер, чье имя занесено в мировую энциклопедию «Современный фотограф», Игорь Гневашев пришел в фотожурналистику в оттепельную пору. Даже для того времени, когда он начинал снимать — это был 1964 год — в его фотографиях было, пожалуй, слишком много правды, чем могли «переварить» издания, для которых он тогда работал. Ни «Советский Союз», ни «Огонек», ни «Комсомолка» не были готовы к «непричесанным» героям Гневашева. И вот тогда кто-то из друзей привел его в кино.

Гневашев работал на съемках с такими режиссерами, как Бондарчук, Тарковский, Рязанов, Шукшин, Михалков, Гайдай, Соловьев. Его фотографии становились визитной карточкой будущих шедевров. Иногда кадр фотографа предвосхищал находку режиссера. Многие помнят, как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Грозный сидит на тахте, вертя в руках кассетный магнитофон. Этот эпизод появился в картине почти случайно. Юрий Яковлев в царском гриме отдыхал между эпизодами съемок, слушая «кассетник». Гневашев не удержался и снял этот момент. Гайдай, обожавший импровизации, появился как раз вовремя, чтобы объявить: «Вот это мы и закрепим!» Сегодня эта работа — уже на обложке книги «Иконы 1960-1980». Выставка работает до 5 марта.