Эксперимент по маркировке лекарств стартует уже 1 февраля, а обязательными QR-коды на лекарствах планируется сделать с 1 января 2018 года. В пилотном проекте примут участие 23 производителя, четыре крупнейших фармацевтических дистрибьютора, свыше 30 медицинских организаций и более 250 организаций розничной торговли.

По мнению исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьевой, механизм нанесения двухмерного штрихового кода требует от производителя как минимум затрат на новое оборудование, дополнительный штат сотрудников и программное обеспечение. С такой точкой зрения не согласен глава ГБУ НИИ Организации здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов.

Давид Мелик-Гусейнов директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента «Я не знаю, из каких мест она эту цифру достала и ее тиражирует. Под каждой цифрой должен быть расчет. Сейчас это лишь какое-то эмоциональное заключение уважаемого мною эксперта. Если этот расчет будет представлен, если этот расчет будет адекватен и объективен, я готов буду с ним согласиться. Повторяю: все затраты по маркировке берут на себя производители, они финансируют эти затраты из собственной прибыли — раз. А затраты аптек и дистрибьютеров несущественны, потому что оборудование, которое стоит и на которое нужно разово потратиться, оно обходится аптечной организации от 15 до 30 тысяч за одну подключенную точку. Я не понимаю, откуда берутся цифры 15-20% увеличения стоимости медикаментов».

К тому же, нельзя мерить всех под одну гребенку. Дешевые препараты, конечно, вырастут в процентном соотношении больше. На дорогих это вообще никак не отразится, считает генеральный директор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк.

Сергей Шуляк генеральный директор аналитического агентства DSM Group «В процентах мерить не совсем корректно, потому что нанесение штрих-кода будет стоить от рубля до полутора — где-то в таких пределах. Соответственно, в зависимости от стоимости препарата это будет измеряться совершенно разными процентами. Говорить о том, что вот все лекарственные препараты подорожают на столько-то, это неправильно, потому что все будут воспринимать, что именно все лекарственные препараты — и дешевые, и дорогие — подорожают на такой-то процент».

В пилотном режиме проект будет запущен в шести регионах и затронет 10% рынка. На начальном этапе проект по маркировке лекарств будет реализован в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, а также в Нижегородской, Новгородской и Белгородской областях.