Всю загородную недвижимость в Подмосковье уже сфотографировали. В правительстве Московской области Business FM рассказали, как и за что дачники скоро будут платить налог. Ранее появилась информация, что до мая будет идти аэрофотосъемка объектов, после чего владельцев незарегистрированных капитальных строений, возможно, обложат тройным налогом. Но вот что Business FM заявил министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев.
Очень много всяких сведений ходит о том, что будет, что не будет, что делать дачникам, что им не делать, что над их дачами летает, что там не летает, что надо регистрировать, что не надо регистрировать. Пожалуйста, вам слово: что на самом деле происходит?
Андрей Аверкиев: Я попробую дать объективную информацию, что происходит сегодня в Московской области, чем занимаются наши коллеги в муниципалитетах под нашим организационным началом — Министерства имущественных отношений. Основная задача у нас — не заборы, не бани, не теплицы. Эту работу мы начали в мае-июне 2016 года, когда увидели, что довольно серьезные объекты, а именно дома, реальные дома площадью несколько сотен квадратных метров, иногда и тысяч квадратных метров, целые дворцы не стоят на кадастровом учете, на них не зарегистрированы права собственности, соответственно, такие объекты не попадают в налогообложение. Посчитали, сколько примерно может быть в области. Конечно, это прогнозная цифра, но она все равно нас поразила. Мы прошли несколько населенных пунктов, несколько деревень и увидели, что порядка 30% объектов не стоят на кадастровом учете, не зарегистрированы, соответственно, не являются объектами налогообложения. И элементарным математическим подсчетом пришли к тому, что по области таких объектов может быть порядка полумиллиона. Мы понимаем, что система регистрации прав, система кадастрового учета довольно сложная по законодательству у нас, но все равно это не повод не регистрировать объекты и уклоняться, по сути, от налога. Кто-то, конечно, из наших жителей пугается этой сложной процедуры, а кто-то, наверняка, и умышленно не ставит свои объекты на кадастровый учет и, по сути, уклоняется от налогообложения. И когда мы это увидели, поставили перед собой простую задачу выявить такие объекты, и тут мы воспользовались теми информационными ресурсами, которые были созданы в Московской области. Понятно, что никакие квадрокоптеры не летают.
Говорили, что ведется аэрофотосъемка.
Андрей Аверкиев: Давайте поясню. Аэрофотосъемка всей территории Московской области была выполнена в 2014 году. Это был госзаказ, государственная закупка, когда профессиональная организация облетела на самолете со специальными камерами всю Московскую область. Эта съемка была сшита и наложена на картографический ресурс, то есть мы получили карту Московской области, но не в виде всех известных символов, а в виде реального фотоизображения. Причем это изображение высококачественное, высоко детальное, и с этой аэрофотосъемки можно увидеть все вплоть до автомобиля и каких-то мелких форм. Сейчас никто не летает над областью, эта аэрофотосъемка 2014 года. На эту аэрофотосъемку были наложены данные кадастра недвижимости, получена информация из Росреестра о зарегистрированных правах, получена информация из налоговой службы по тому, по каким объектам недвижимости выплачивается налог. И когда мы совместили все эти информационные источники, мы увидели, что, действительно, довольно серьезное количество строений, причем серьезных строений, не заборы и не колодцы, реально отсутствуют в кадастре и данных налоговой инспекции. Именно такие объекты мы выявили, и именно сейчас третий этап у нас — это выявить владельцев таких домов, причем мы понимаем, повторюсь, это важно, что аэрофотосъемка была выполнена в 2014 году, а сегодня у нас 2017 год, прошло уже два с лишним года, и очевидно, что на обходах, которые мы проводим вместе с коллегами из муниципалитетов, мы видим, что эти дома реально используются, в них живут люди, они подключены к электроэнергии, оплачивают газ, виден там свет, и понимаем, что действительно дома подлежат налогообложению, это действующие, жилые объекты. И таких объектов порядка 500 тысяч, мы прогнозируем, и их владельцы — и есть объект наших поисков, и наша задача каждому из таких владельцев напомнить, что необходимо защитить, в том числе и свои права собственности на те объекты, в которых они проживают, зарегистрировать их, и, соответственно, как логичное следствие, это стать плательщиком налога на имущество физических лиц, как и все остальные граждане страны. Вот в чем суть наших действий. Понятно, что на земельных участках могут находиться и другие сопутствующие объекты. Мы знаем, что есть большой дом, основной дом. На земельном участке может быть выстроен гостевой дом, гараж на несколько автомобилей с подсобными помещениями, баня, бани тоже бывают не 5х6 сруб, а бывают довольно серьезными по площади объекты — это все объекты капитального строительства, это все то, что также подлежит регистрации прав и налогообложению. Поэтому наш упор на эти объекты — капитальные объекты, не заборы.
Когда об этом обо всем писали, ссылались на правительство Московской области, и речь шла, как все поняли, именно об аэрофотосъемке, и подумали, что сейчас дроны и летают, чтобы все это выявить.
Андрей Аверкиев: Сейчас вы получили информацию от первоисточника. Я непосредственно отвечаю за этот проект, за выявление таких объектов, чьи владельцы уклоняются от налогообложения. Сейчас вы от меня получаете действительно объективную и достоверную информацию.
Сейчас никто не летает?
Андрей Аверкиев: Конечно, нет.
А то, что с 2014 года могло многое измениться, что-то еще построили?
Андрей Аверкиев: Могло, но это уже следующий этап в нашей работе. Мы идем последовательно, поэтапно, что за это время появились новые дома, мы понимаем, что стройка идет, дачные поселки растут, и кто-то не регистрирует права на вновь построенные объекты, но повторюсь, шаг за шагом, давайте мы будем идти последовательно, сначала разберемся с теми объектами, которые были построены до 2014 года.
Но люди, тем не менее, волнуются. Потому что я понимаю ваше желание взять налоги с дворцов роскошных, но дачники переживают то, что под налоги попадут их летние домики, любые объекты капитального строительства, которые находятся на участках.
Андрей Аверкиев: Мы же здравомыслящие люди, и понятно, зачем тратить время и силы на те объекты, которые, в принципе, не подлежат налогообложению, на такие, как беседки. И еще важный момент: многие о нем забывают и не знают, дело в том, что в соответствии с налоговым законодательством, Налоговым кодексом, объекты площадью менее 50 квадратных метров вообще не подлежат налогообложению. Это действует налоговый вычет. Условно говоря, у вас дом 100 квадратных метров, налоговый вычет — 50, 100 минус 50, и только площадь, равная 50 квадратным метрам, будет облагаться налогом на имущество. Если у вас дом меньше 50 квадратных метров, какой-то садовый дом 30 квадратов 5х6, то он не является объектом налогообложения.
Тем не менее, нам уже рассказывают истории, что людям — закона еще нет — а уже приходят некие уведомления из налоговой насчет конкретно таких небольших построек.
Андрей Аверкиев: Занимаясь этой работой, понятно, что логическим завершением, когда мы выявили с помощью аэрофотосъемки незарегистрированный дом, в результате обхода на местности убедились в том, что он существует, что он жилой, что там живут, значит, следующий шаг — это уведомление из районной налоговой инспекции владельцу такого дома, которое, как правило, мы вручаем под расписку, о том, что «уважаемый житель Московской области, мы увидели, что вы являетесь владельцем такого строения, что ваше строение не зарегистрировано, что вы не уплачиваете налог, как положено, будьте любезны сделать то-то и то-то». Это что касается логического завершения этой работы. А дальше мы надеемся, что, как правило, люди откликаются, тем более, мы помогаем, даем понятный алгоритм действий, упрощаем жизнь, стараемся сократить трудозатраты, привлекаем наше подведомственное предприятие — Московское областное БТИ — для постановки на кадастровый учет таких объектов и оказываем всяческую консультативную помощь. У нас много сотрудников, чьи телефоны указаны в таких уведомлениях, соответственно, принимаются звонки от жителей, и мы консультируем, как надо действовать. Что касается налоговых уведомлений, которые получают уже люди, но эти уведомления получают в обычном режиме. Здесь я не исключаю ошибки, потому что все равно, это надо признать, отдельные ошибки и в базах налоговой службы, и в Государственном кадастре недвижимости имеются. У нас на территории области больше 8 млн объектов недвижимости — это и квартиры, и комнаты, и, к сожалению, встречаются ошибки, которые влекут за собой даже такие смешные примеры, хотя люди, которые получают налоговые уведомления, им точно не до смеха, но мы с таким сталкивались, понятно, что какое-то считанное количество раз, когда, например, площадь квартиры в жилом доме учтена как площадь всего жилого дома, и автоматом программа налоговой службы рассчитывает налог за однокомнатную квартиру не за 40 квадратных метров, условно говоря, а за несколько тысяч квадратных метров, и гражданину, собственнику прилетает налог в несколько сотен тысяч рублей. Это очевидная ошибка. Понятно, что она исправима, это техническая ошибка, ошибка в Государственном кадастре недвижимости. Пугаться не нужно, здесь мы объясняем людям, что нужно просто либо сообщить в Министерство имущественных отношений на нашу почту, или через портал «Добродел» можно заявить о такой ошибке, и в бесспорном порядке, во внесудебном порядке мы такие ошибки исправляем. Пугаться не нужно, это все в пределах погрешности.
Андрей Владимирович, такой вопрос задают радиослушатели. Вот у человека на участке домик 4х4 метра стоит на деревянных столбах, вкопанных в землю. Люди приходят в Регпалату и спрашивают, нужно ли регистрировать? Им говорят: хотите — регистрируйте, хотите — нет, но если зарегистрируете, будете платить налог. Им что делать?
Андрей Аверкиев: Здесь действительно по желанию. Если есть желание зарегистрировать такой дом площадью 16 квадратных метров в качестве объекта недвижимости, то вы имеете право это сделать. Но этот объект не будет являться объектом налогообложения, потому что существует налоговый вычет — 50 квадратных метров.
То есть ни просто налога, ни тройного налога с него взиматься не будет?
Андрей Аверкиев: Никакого налога с него взиматься не будет. Я чуть более подробно хотел остановиться на очередной ошибке, которая тиражируется. Это тройной налог. Речь идет немножко о другом, не о тройном налоге на дом, о налоге на имущество, потому что там никакой налог взять невозможно, потому что этот дом отсутствует в качестве объекта налогообложения. Ведь инициатива другая, инициатива Федеральной налоговой службы, Министерства финансов РФ сделать повышенный земельный налог, на земельный участок. Потому что давайте такой пример себе представим: вы являетесь собственником земельного участка и решили построить у себя дачный дом на участке. Понятно, что, если бы вы не были собственником, то вы бы и дом не стали строить, потому что велики риски, это совсем самовольное строительство, и можно потерять деньги. Но если вы — собственник, то вы понимаете, что тот дом, который вы построили, можно вроде как не регистрировать и налог с него не платить. Это та самая ситуация, о которой я только что подробно рассказывал. И речь идет о том, что раз мы не можем взять налог на имущество на незарегистрированный дом, то логика следующая: мы выявляем такой дом, выявляем собственника земельного участка, который такой дом построил, и говорим: раз ты дом не зарегистрировал, налог на дом не платишь, будь любезен заплатить с неким повышающим коэффициентом, к примеру, три, налог на земельный участок. Мы же два налога платим: земельный налог на земельный участок, налог на имущество на дом на земельном участке. Поэтому речь идет именно об этом.
Если находится на этом же земельном участке еще один построенный летний домик или баня, не зарегистрированный, то налог повышаться тоже не будет?
Андрей Аверкиев: Не будет.
А если кто-то все-таки увидит, что над ним летает коптер?
Андрей Аверкиев: Это точно не инициатива правительства Московской области, это кто-то, может быть, так развлекается.
Как быть с недостроенным домом?
Андрей Аверкиев: А что Вы понимаете под недостроенным домом?
У меня закончились деньги на строительство, и я его немножко заморозил и, может быть, еще лет пять буду строить, но там уже можно немного жить.
Андрей Аверкиев: Немного жить или жить, или не жить точнее?
Это такой философский вопрос: кто-то скажет, что здесь невозможно жить, а кто-то скажет, что жить вполне возможно.
Андрей Аверкиев: А кто-то скажет, что я ручку не докрутил, поэтому считаю, что у моего дома не завершено строительство. Понятно, что здесь есть некая субъективная сторона, и для этого обходы и нужны, чтобы комиссия, в которую входят представители муниципалитета, администрации, налоговой инспекции, правительства Московской области своими глазами убедились, что это не просто дом, а что он реально жилой, что он подключен к электричеству, может быть, каким-то другим инженерным сетям. Там живут люди. Ведь можно легко определить, является дом жилым или находится еще в стадии строительства.
Таких объектов много, сможет ли комиссия все их обойти?
Андрей Аверкиев: У нас это впереди, надеемся, что сможем.