В России сейчас могут находиться миллиарды боливаров. Завезли их сюда, как выяснил Republic, российские госкомпании, которые работают в Венесуэле. В первую очередь речь идет о нефтяниках, о «Роснефти». Но издание упоминает и «КамАЗ», который поставлял туда грузовики.

По данным журналистов, кэш везли самолетами и морскими контейнерами. Потом наличные оказались в руках перекупщиков, которые сейчас пытаются их сбыть. Курс — как повезет. Кто-то продает по нескольку рублей за боливар, кто-то — отдает за несколько копеек. Business FM позвонила по одному из объявлений. Трубку взял мужчина, представившийся Николаем.

— Мне ничего не понятно — кто почем продает, кто почем покупает, если честно.

— Вы за сколько все-таки склоняетесь?

— Ну вам вообще какой объем надо?

— Мне, наверное, миллион. Есть у вас столько?

— Миллион. Есть, конечно, есть и больше. Ну я не знаю, если бы вы взяли, хоть завтра я бы вам вообще по 10 копеек отдал бы с удовольствием. Они упакованы, даже в банковской упаковке сделаны. В хорошем состоянии все купюры, 2015 года.

В Венесуэле действует валютный контроль, поэтому боливары могут быть в обращении только на родине. С другой стороны, законодательство других стран не запрещает торговлю этой валютой.

В Венесуэле есть официальный курс: боливар стоит 10 центов. Соответственно, в российской валюте — примерно шесть рублей за боливар. Правда, есть в Венесуэле еще и неофициальный курс — несколько тысяч боливаров за доллар. Все это оставляет широкие возможности для трактовки курса и спекуляций. Можно совершить удачную сделку купли-продажи, конвертировав боливары в российскую или американскую валюту.

Станислав Машагин генеральный директор инвесткомпании «ВОЛГА Капитал» «Я думаю, что спекулятивный интерес есть для узкого круга. У меня было несколько таких предложений. Действительно есть там потенциальная возможность на этом зарабатывать, поскольку работает цепочка «боливар-рубль», «рубль-доллар», «доллар-боливар», и всевозможных вот таких валютных пар можно несколько создать, хорошо они работают внутри России. Здесь просто технически удобнее это делать, чем в США, например, потому что никто не разрешит там в таких объемах торговать здесь боливаром».

Если правда то, что российские госкомпании вывезли из Венесуэлы наличность, то понять их можно. На вырученные там боливары особо ничего не купишь, в стране гиперинфляция, за последние три года нацвалюта подешевела в 50 раз. И даже пока эти денежные знаки летели и плыли в Россию, их стоимость таяла. На доллары тоже нельзя было обменять, потому что с долларами в Венесуэле напряженка.

А в России боливар — это валюта-призрак. С одной стороны ее как бы нет, потому что за пределами Венесуэлы она ничего не стоит. С другой — она еще как существует. Объявления о продаже сопровождают фотографии: чемоданы денег и даже шкафы. Лошадь столько боливаров не вынесет.