«Украинский шпион» вместо переезда в гостевой дом посольства останется в СИЗО
Лефортовский суд столицы отказался перевести под домашний арест в гостевой дом посольства Украины в Москве журналиста информагентства «Укринформ» Романа Сущенко, обвиняемого в шпионаже
Читать на полной версииЛефортовский суд 25 января продлил до 30 апреля нахождение в СИЗО журналиста информагентства «Укринформ» Романа Сущенко, которого ФСБ России считает полковником украинской разведки и обвиняет в шпионаже. Ходатайство о допуске в качестве общественного защитника украинского консула, а также о переводе обвиняемого под домашний арест в Москве суд отклонил.
На процесс из СИЗО «Лефортово» Романа Сущенко доставил не спецназ ФСБ, а обычный конвойный полк полиции. О том, что дело ведет ФСБ, свидетельствовал лишь оперативник в штатском, присутствовавший на процессе. Поддержать обвиняемого приехали несколько коллег-журналистов, через которых он передавал приветы родным, благодарил за помощь соотечественников, а также призывал людей воздерживаться от ненависти между народами России и Украины.
Сущенко пожаловался, что его лишь накануне вечером уведомили о намерении продлить ему арест. «Это нарушает мои права, так как я не успел подготовиться», — сообщил он судье. А его адвокат Марк Фейгин попросил допустить в качестве общественного защитника консула посольства Украины в Москве Геннадия Брескаленко «для оказания помощи своему гражданину». Однако судья Анна Журман сочла, что в этом нет нужды, так как у фигуранта имеется профессиональный адвокат.
После этого всех попросили удалиться из зала, поскольку в материалах дела имелось ходатайство ФСБ, которая ссылалась на секретность дела и сообщала, что открытый процесс может привести к разглашению данных следствия. Просьбу защиты о том, чтобы украинский консул остался в зале, суд не удовлетворил.
Ходатайствуя о дальнейшем нахождении Сущенко под стражей, представитель следствия апеллировал к стандартным доводам о том, что, находясь на свободе обвиняемый может скрыться или помешать расследованию, оказать давление на свидетелей. При этом было отмечено, что Сущенко является гражданином иностранного государства и не имеет жилья на территории России.
В свою очередь, адвокат обвиняемого Марк Фейгин просил избрать его клиенту альтернативную меру пресечения в виде домашнего ареста. Он завил, что отсутствие собственного жилья не является проблемой, и передал суду заявление от посольства Украины. Его сотрудники выражали готовность предоставить под домашний арест Сущенко часть гостевого дома в Леонтьевском переулке, который не обладает статусом закрытого консульского учреждения. Фейгин пояснил, что по сути он является гостиницей.
Также защитник попытался приобщить к материалам дела справку из Минобороны о том, что Сущенко не является сотрудником кадровой разведки. Однако, поскольку документ был на украинском языке, судья его не приняла. По словам защитника, с подобной позицией суда он сталкивался и в деле украинской летчицы Надежды Савченко, когда осуществлял ее защиту. «Дело в том, что, согласно соглашению об оказании взаимной правовой помощи между Украиной и Россией от 1992 года, которое никто не отменял, бумаги подобного рода представляются на языке оригинала, и, если суду требуется перевод, он сам говорит, каким образом переводить», — сказал адвокат.
Удалившись в совещательную комнату на полчаса, судья просьбу следствия удовлетворила. Покидая суд, Марк Фейгин сообщил, что не согласен с решением суда и намерен обжаловать его в Мосгорсуде.
Журналист информагентства «Укринформ» во Франции Роман Сущенко был задержан в конце сентября в Москве. Как сообщила ФСБ, Сущенко взяли «при проведении шпионской акции»: он собирал сведения о российских вооруженных силах и Национальной гвардии. Спустя несколько дней ему предъявили обвинение в шпионаже (ст. 276 УК РФ), а 1 октября Лефортовский суд санкционировал его арест. Ранее защита предлагала перевести журналиста под домашний арест в квартире его двоюродного брата в Москве. По словам Марка Фейгина, именно к нему в гости и приехал его подзащитный в конце сентября 2016 года из Франции.
Ранее защитник заявлял о намерении обжаловать законность ареста Сущенко в Европейском суде. Однако, как сообщил Марк Фейгин, он не может заняться подготовкой жалобы из-за волокиты. «С конца октября Мосгорсуд никак не может прислать текст своего апелляционного определения в Лефортовский суд», — посетовал адвокат. По его данным, пока в деле Сущенко царит затишье: ни допросов, ни очных ставок не производится. Защиту лишь знакомят с постановлениями о назначении различных экспертиз.