ОБНОВЛЕНО 14:16

В двигателях ракеты-носителя «Протон» детали из драгметаллов заменяли на менее жаростойкие. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на нескольких топ-менеджеров предприятий космической промышленности.

Неликвидные компоненты обнаружили во время проверки Воронежского механического завода. До завершения расследования все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей «Протонов» отозваны и будут перепроверяться, говорят источники издания.

В то же время в Роскосмосе заявляют, что возможные задержки пусков «Протона» связаны с дополнительными испытаниями. Вот как прокомментировал Business FM данное сообщение директор по коммуникациям госкорпорации Игорь Буренков: «Информация, которая публикуется в СМИ, заслуживает, безусловно, внимания, но с той лишь оговоркой, что источники, которые дают, они потому и не называются никогда, потому что они могут говорить, в принципе, все, что им нравится, совершенно безответственно. Поэтому для того, чтобы какие-то конкретные вещи сказать, больше того, более точно определить, что это за материалы, в каком объеме все это происходило, безусловно, нужно просто обладать достаточной информацией. Вот такая проверка когда будет проведена, когда будут получены заключения экспертов и комиссии, которая сейчас работает, тогда можно будет с уверенностью сказать о том, что произошло, и на самом деле происходило ли это».

Речь идет о трех-четырех ракетоносителях. говорит академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков:

Александр Железняков: Эти двигатели используются только в ракетоносителе «Протон», в других носителях они не используются.
Если действительно сейчас будут проверять эти детали в двигателях, сколько это в штуках, если говорить про ракеты? Пять, или 15, или 20?
Александр Железняков: Наверное, в пределах трех-четырех.
Здесь, собственно говоря, речь идет о драгметалле, который заменили на менее жаростойкий. Какой это металл, чтобы понимать, о чем идет речь?
Александр Железняков: Золото, платина, какие еще могут быть? Остальные уже к редкоземельным относятся. Драгметаллы широко используются в электронике и, в общем-то, в некоторых материалах, которые как раз применяются в двигателестроении, в том числе авиационном. Это потребность для обеспечения технических характеристик изделий.
А в целом, если вот эту проблему оценивать, насколько это существенная проблема — такая замена металлов? И вообще, есть ли гарантия, что драгметалл не заменили где-то еще?
Александр Железняков: Вы знаете, вот тут технология производства, это сейчас настолько непрозрачная вещь, что говорить о том, что там заменили, что использовали другое, очень сложно. Хотя всем известно, что замена таких деталей на другие материалы иногда оказывается фатальной, и уже примеры такие были, в том числе и в космонавтике, когда другие сорта клея применялись, и в результате нарушалась жесткость конструкции и ее прочность. Вообще, подобная замена — это в любом случае не самая хорошая вещь. Если уж летали раньше на тех материалах, которые раньше использовались, тем более на той ракете, которая уже заканчивает свою летную историю, то вот такие замены — это не очень правильное решение.

По мнению экспертов, на проверки «Протонов» может уйти до полугода. В то же время в этом году планировалось произвести не менее восьми пусков данной ракеты-носителя. Ближайший с американским спутником связи должен был состояться 31 января.