В российском законе о пожизненном заключении нет дискриминации. Такое решение вынес Европейский суд по правам человека.

С жалобами в ЕСПЧ еще более пяти лет назад обратились двое заключенных, получивших максимальный приговор. Аслан Хамтох был осужден за незаконное хранение огнестрельного оружия и боеприпасов, посягательство на жизнь полицейского и организацию побега. Артема Аксенчика приговорили к пожизненному заключению за тройное убийство. Подробнее об их претензиях, а также о вердикте Страсбургского суда Business FM рассказала основатель и директор Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая», журналист Ольга Романова:

Ольга Романова основатель и директор Благотворительного фонда помощи осужденным и их семьям «Русь сидящая», журналист «Пожизненному заключению могут подвергаться только мужчины и только в возрасте от 18 до 65 лет. Всего в России 2000 таких заключенных. Несколько лет назад два пожизненно осужденных направили жалобу в ЕСПЧ по поводу того, что чувствуют себя дискриминированными по гендерному и возрастному принципу, потому что женщины, которые совершили двойное или тройное убийство, а также все граждане моложе 18 лет или старше 65 лет, совершившие особо тяжкие преступления, не могут подвергаться пожизненному заключению. Такие вещи в европейской юриспруденции называются положительной дискриминацией. Это дискриминация одной группы населения, тогда как всем остальным группам населения за аналогичные деяния предусматривается более мягкий режим и более мягкое наказание. По европейским принципам юриспруденции и гуманизма более жесткие, более строгие условия не должны распространяться на более широкие группы, наоборот, должны сужаться. Поэтому решение ЕСПЧ в том, что двум пожизненно осужденным россиянам было отказано, ожидаемо. Неожиданно другое: выступавший в Страсбурге представитель России, замминистра юстиции Матюшкин заявил, что мужчины старше 65 лет не должны подвергаться пожизненному лишению свободы, потому что — внимание — они не в полной мере осознают свои действия».

Что касается отсутствия пожизненного заключения у женщин, то, по словам Матюшкина, у них особая роль в обществе и особые физические и психологические возможности, уточняет РБК.