«Зенит» — самая доходная футбольная команда России, но успех ли это?
Можно ли назвать результат пятикратного чемпиона выдающимся? Спортивный обозреватель Business FM так и не смог ответить на этот вопрос даже после подробного анализа
Читать на полной версии«Зенит», пятикратный чемпион страны, не только богатейший клуб премьер-лиги, но и член мировой G20 по итогам 2016-го. В отчете Deloitte, которая два десятилетия по заказу ФИФА проводит исследование коммерческого успеха в мировом футболе, питерцы заняли 17 место.
17 место — это, безусловно, элита. Выше только гранды. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что наше появление вреди них — скорее, исключение, имеющее конкретные причины. На первом месте «Манчестер Юнайтед», он прервал 11-летнюю гегемонию мадридского «Реала»; именно столько «королевский клуб» не уступал никому вершину. И в этот раз он значительно прибавил (перевалил через невиданный ранее рубеж — 600 млн евро), но рывок «МЮ» вышел и вовсе фантастическим — увеличение дохода сразу на 170 млн. Никогда и ни у кого не было столь мощного прибавления. Общая сумма дохода — 696 млн евро.
Данила Игнатов корреспондент Championat.com «Основная часть доходов всех клубов, будь то «Реал», будь то «Манчестер Юнайтед» — это деньги от контрактов. Тот же «Манчестер Юнайтед» совершил такой резкий скачок, потому что они подписали безумные контракты с Adidas. Еще у них титульный спонсор поменялся два года назад, тоже огромные деньги получают. Поэтому я думаю, что выигрывают те клубы, которые могут выгодно себя продать, продать рекламу, поэтому самые популярные клубы мира очень сложно выкинуть из первой тройки. «Барселона» и «Реал», плюс «Манчестер Юнайтед» как самый популярный клуб в мире по болельщикам. Поэтому секрет успеха — это быть очень популярным. Та же «Боруссия» или, например, петербургский «Зенит», если они будут выигрывать много трофеев в Европе, то к ним потянутся спонсоры, у них будут еще большие, еще лучшие контракты, и они смогут войти в первую десятку».
20% «Юнайтед» получил от продажи билетов и бонусов за победы, 27% (а это 187 млн) — от телетрансляций, но львиная доля — 364 млн евро — это, действительно, контракты. Новый титульный спонсор самого популярного клуба мира (за них болеют 700 миллионов человек) — Chevrolet — ежегодно платит «Манчестеру» 53 млн долларов, а десятилетний контракт контракт с техническим спонсором Adidas cтал и вовсе самым дорогим в истории футбола: 750 млн фунтов стерлингов.
«Боруссию» и «Зенит» наш эксперт вспомнил не просто так. Немцы — самая посещаемая команда планеты: их 80-тысячный стадион заполнен почти всегда. Но коммерческий успех и любовь болельщика, как выясняется, не всегда совпадают: в рейтинге Deloitte Дортмунд второй год подряд только 11-й. «Зенит» же заработал за год 196 млн, но только 50 из них получил за успехи в футболе, рекламу и от болельщиков. Почти все дала коммерция — трансферы и вливания спонсора.
Олег Пирожков спортивный комментатор «Есть правда, есть ложь, а есть статистика. Действительно, «Зенит» получил немалые спонсорские отчисления, но так же нужно понимать: если мы говорим о том, что 74% годовых доходов собранного клуба «Зенит» пришли от спонсорских контрактов, которые связаны с «Газпромом», о чем речь? Какой тут коммерческий успех? А продажи игроков — это то, чем нельзя заниматься стабильно на дистанции. Не можешь ты каждый год продавать по Халку. Можно поаплодировать, а можно призадуматься. Например, доходы от продаж билетов и абонементов в структуре доходов «Зенита» составляют 5%. У футбольного клуба «Вест Хэм» они составляют порядка 20%. С точки зрения работы с болельщиками, «Зенит» по российским меркам едва ли не эталонный клуб, там достаточно зайти в их клубный магазин. Там хочется жить. Оттуда уходить не хочется. Но, тем не менее, даже «Зенит» на европейском фоне выглядит достаточно скромно».
Коммерческая успешность немыслима без популярности. Индикатор XXI века — соцсети. «МЮ» здесь пока третий, вслед за «Барселоной» и «Реалом». Что касается единственного представителя элиты от нашей страны, «Зенита», то даже у него отставание от гегемонов клубного футбола настолько дикое, что просто неудобно. Наибольшее число фолловеров в Twitter у «Реала» — 22 миллиона, у Питера — только 800 тысяч, по лайкам в Facebook зенитовский миллион — это в 96 раз меньше, чем у «Барселоны». Наконец, подписчики Instagram: 300 тысяч северной столицы России просто не видны на фоне 44 миллионов все тех же сине-гранатовых каталонцев. Иван Швец.