Валютные интервенции — главная интрига рубля в 2017 году
Во втором полугодии Минфин может начать пополнение Резервного фонда, сообщил Антон Силуанов. По словам же Игоря Шувалова, ЦБ, возможно, будет покупать валюту в резервы. Можно ли расценивать эти заявления как словесные интервенции, и сломан ли тренд на укрепление рубля?
Читать на полной версииМинфин допустил возможность пополнения Резервного фонда. Необходимая для этого ситуация может сложиться во втором полугодии 2017 года, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов в кулуарах съезда партии «Единая Россия». Он отказался назвать конкретные параметры цен на нефть и курса рубля, при которых это будет возможно.
Громкие заявления первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что ЦБ может покупать валюту в резервы, ослабили рубль на прошлой неделе. В итоге 20 января на фоне двухпроцентного роста цен на нефть российская валюта подросла в пределах погрешности.
У тех, кто хранит свои сбережения в валюте, на прошлой неделе появилась надежда: рост рубля приостановился, хотя котировки доллара опускались ниже 59 рублей. Но слова высокопоставленных чиновников изменили настрой участников торгов. Сначала глава Минфина Антон Силуанов сообщил о том, что Россия возвращается к политике накапливания резервов. Затем первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что в нынешних условиях Центробанк России может начать покупать валюту — это нужно, чтобы ограничить волатильность курса и защитить экспортеров от укрепления рубля.
На следующий день Шувалов пояснил, что меры Минфина и Центробанка России будут ограничены периодом в один-два года. Рынок сигнал распознал. Можно ли расценить слова господина Шувалова как словесную интервенцию с целью ослабления национальной валюты?
В ответ на все заявления Банк России настойчиво поясняет, что не планирует отказываться от режима плавающего курса рубля и не станет проводить валютных интервенций, чтобы повлиять на стоимость российской валюты. Действительно, раньше был валютный коридор, покупки в котором определялись балансом нефтегазовых доходов, но затем курсовая политика изменилась, напоминает руководитель операций на валютном и денежном рынках Металлинвестбанка, президент ACI Russia Сергей Романчук.
Заявленный сюжет — главная интрига на этот год, которая будет определять внутренние факторы курса рубля. Не стоит забывать, что главный фактор — внешний, то есть цена на нефть. А есть еще и временный — санкции, снятие которых увеличило бы приток капитала в Россию и сыграло бы в пользу рубля. Но есть риск, что даже при таком маловероятном сценарии рубль не сможет расти так же свободно, как еще недавно падал.