В Савеловском суде Москвы прошли прения сторон по так называемому второму уголовному делу «Аэрофлота» — о хищении у авиаперевозчика почти $123 млн через швейцарскую фирму Forus. Гособвинитель Амирхан Костоев заявил, что считает доказанной вину единственного фигуранта — бывшего первого заместителя гендиректора авиакомпании Николая Глушкова. За мошенничество в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ) обвинитель предложил заочно приговорить подсудимого к восьми годам заключения со штрафом в 1 млн рублей.

Сам фигурант на процессе не присутствовал: он проживает в Великобритании. Эта страна предоставила ему политическое убежище. Назначенный Глушкову судом адвокат Василий Головин заявил о неконкретности обвинения и просил вернуть дело на доследование.

Хищение без политики

Первым в суде выступил гособвинитель. «Не секрет, что многие и, прежде всего, подсудимый, усматривают в процессе политическую подоплеку, однако она отсутствует», — так начал свою речь Амирхан Костоев. Он заявил, что «налицо хищение с применением мошеннических схем». Гособвинитель отметил: с момента создания в середине 90-х акционерного общества «Аэрофлот» различные российские и зарубежные финансовые группы старались получить контроль над экономической деятельностью и финансовыми потоками авиаперевозчика. «Особенно это касалось валютной составляющей авиакомпании, которая имела зарубежные представительства более чем в 100 странах мира», — отметил прокурор.

Значительная часть его выступления касалась первого уголовного дела «Аэрофлота» — о хищении в 1996-1997 годах валютной выручки авиакомпании на сумму около 215 млн рублей (примерно 40 млн долларов по курсу тех лет) через созданную в Швейцарии фирму Andava. На ее счетах концентрировалась валютная выручка «Аэрофлота» из зарубежных представительств. Часть денег была украдена. По словам прокурора, установлено, что преступление было совершено преступной группой под руководством Бориса Березовского при участии в том числе Николая Глушкова, который был одним из акционеров Andava. Его и нескольких топ-менеджеров «Аэрофлота» ранее судили в Савеловском суде.

Дело рассматривалось дважды. В итоге Глушков, который провел под стражей больше трех лет, в июне 2016 года получил два года колонии условно. После этого фигурант и уехал за рубеж, а в 2008 году ему предоставила убежище Великобритания.

Человек Березовского

По словам прокурора, нынешнее дело Глушкова — «логическое продолжение рассмотренного» в 2006 году, а деятельность компаний Andava и Forus была «тесно переплетена». Дело в том, что обе фирмы для сотрудничества с «Аэрофлотом» предложил именно Николай Глушков, которого в 1995 году рекомендовали для работы в «Аэрофлоте» тогдашнему гендиректору Евгению Шапошникову как специалиста по финансам. Глушков оказался человеком Березовского. Последний, по словам прокурора, «используя свое власть и влияние (он тогда занимал должность председателя совета директором ОРТ), обманным путем под предлогом улучшения финансовой деятельности авиакомпании добился от Шапошникова назначения на руководящие посты своих людей. Глушков занял должность заместителя гендиректора по финансам, а Александр Красненкер стал замдиректора по коммерции и рекламе. Они курировали финансовое направление «Аэрофлота» «и поставили под контроль распоряжение валютными ресурсами».

Воспользовавшись тем, что Шапошников не разбирается в финансовых вопросах, его убедили в необходимости получения для «Аэрофлота» крупных кредитов через компанию Forus. Их должны были возвращать за счет роялти — средств, которые поступали в «Аэрофлот» от иностранных авиаперевозчиков за пролет над территорией России. Обвинение гласит, что в 1996-1999 годах преступная группа неправомерно завладела 122,6 млн долларов из роялти, перечисленных в Forus.

По словам прокурора, владельцами созданной в 1992 году группы компаний Forus оказались бывшие акционеры «ЛогоВАЗа», в том числе Борис Березовский, Бадри Патаркацишвили, Николай Глушков и другие. «В суде представлена совокупность доказательств, которая полностью изобличает подсудимого», — заявил он. «Если бы Глушков был чист перед законом, ему ничего бы не помешало предстать в зале суда и защищаться», — выступал прокурор.

Гособвинитель цитировал показания допрошенных в суде свидетелей, в частности, бывшего гендиректора авиакомпании Евгения Шапошникова, сменившего его Валерия Окулова и фигурантки первого «дела Аэрофлота», бывшего главного бухгалтера перевозчика Лидии Крыжевской. Последняя дважды видела Березовского в «Аэрофлоте». «Сам Березовский никогда там не работал. Его присутствие на собраниях не было понятно никому, зато понятно мне как гособвинителю», — заметил Костоев.

Цели и средства

Свою речь гособвинитель закончил цитатой из книги еще одного бывшего руководителя «Аэрофлота» Владимира Тихонова, на место которого назначили Евгения Шапошникова. Тот сообщил, что сразу после прихода Глушкова на работу новый финансовый директор сразу же спрогнозировал убытки в размере 49 млрд рублей: «Это при том, что 1995 году «Аэрофлот» закончил работу с эксплуатационной прибылью в 323,9 млрд рублей. Общественность стали готовить к мысли, что «Аэрофлот» — это тонущий корабль».

По мнению Костоева, совокупность исследованных в суде доказательств позволяет сделать вывод о том, что созданная в Швейцарии компания Forus была навязана «Аэрофлоту». «Выражаясь бытовым языком, вся схема взаимодействия с группой компаний Forus преследовала единственную цель: возможность бесконтрольного расходования денежных средств и размещения их за рубежом — там, где за ними сложнее было следить, а не на счетах уполномоченных банков РФ, что являлось требованием того времени», — такой вывод сделал прокурор. Он просил признать Глушкова виновным в мошенничестве в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ) и заочно приговорить к восьми годам лишения свободы со штрафом в 1 млн рублей.

Прокурор также поддержал гражданский иск «Аэрофлота» о возмещении ущерба на сумму 122,6 млн долларов, что с учетом инфляции на сегодняшний день составляет 9 млрд 46 млн рублей. «Претензии к Глушкову персонифицированы, объективны и справедливы, поскольку именно от его корыстных действий наступил ущерб», — был уверен гособвинитель. При этом прокурор оставил на усмотрение суда требование авиакомпании о выплате набежавших процентов за пользование чужими денежными средствами в размере еще 121 млн долларов. Он предложил обратить взыскание на 20 млн швейцарских франков, арестованных по требованию Генпрокуратуры России на счетах группы копаний Forus в Швейцарии.

Неконкретное обвинение

Назначенный Глушкову судом «бесплатный» адвокат Василий Головин похвалил речь прокурора, сравнив ее с лекцией. «Как патриот, я поддерживаю позицию обвинения, но как адвокат не могу с ней согласится», — признался защитник. Он отметил, что прокурор назвал «много грехов» его подзащитного. «Но конкретных я не увидел», — указал юрист. По словам адвоката, следователи не сказали, какие именно преступные действия совершил Николай Глушков. Обвинительное же заключение настолько неконкретно, что его следует вернуть в прокуратуру для пересоставления, уверен он.

Защитник просил отклонить предъявленный Глушкову иск, а также не выплачивать проценты за пользование чужими денежными средствами. «Это будет юридический нонсенс, если взыскать проценты», — полагает Головин. Он выразил такие опасения: в противном случае будет создан юридический прецедент, который позволит взыскивать проценты с похищенных средств.

В случае, если суд все же решит вынести обвинительный приговор, Головин просил учесть, что его подзащитный — инвалид первой группы. При этом Глушков страдает наследственным заболеванием крови — гемохроматозом. В последнем слове адвокат повторил свои тезисы.

Приговор Николаю Глушкову будет оглашен 23 декабря. На следующий день в Высоком суде правосудия Англии (High Сourt of Justice) пройдет предварительное слушание по иску «Аэрофлота» к Николаю Глушкову и группе компании Forus о взыскании 125 млн долларов США.

По словам Николая Глушкова, первоначально иск был заявлен на 122,6 млн долларов, но потом сумму увеличили. Запрошенный для него прокурором срок обвиняемый в интервью Business FM назвал «вполне ожидаемым». «Не понимаю, правда почему не 20 лет или расстрел — ведь меня вдобавок ко всему вместе с покойным Березовским обвиняют в участии в организованном преступном сообществе по статье 210 У К РФ, — сказал он. — Это все смешно, особенно,если принять во внимание, что обвинение (и с полной очевидностью будущий приговор) основано на абсолютно безграмотном экспертном заключении двух профессоров из института при правительстве России, который называют «независимыми экспертами».

Глушков отметил, что дело по статье 210 УК РФ, из которого выделили второе «дело «Аэрофлота», продолжает расследоваться Следственным комитетом России. Он признался, что удивлен словами прокурора: как сказал гособвинитель, если он считает себя чистым перед законом, то должен приехать и предстать перед судом. «Он, наверное, запамятовал, что выдан ордер на мой арест. Я уже защищал себя однажды, сидя в тюрьме», — напомнил фигурант. При этом он не отрицает, что действительно был акционером компаний Forus и Andava, однако подчеркивает — его участие прекратилось в 1995 году, когда он подарил все свои активы Борису Березовскому ради «сохранения дружбы».