Пробил час: ФАС идет к продавцам еды в аэропортах
Антимонопольная служба хочет проверить цены в авиаузлах. По мнению вице-президента Федерации рестораторов и отельеров Вадима Прасова, если смотреть на ситуацию с позиции потребителя, претензии обоснованны
Читать на полной версииФедеральная антимонопольная служба проверит цены в кафе аэропортов. Глава службы Игорь Артемьев сказал, что его ведомство «с удовольствием» этим займется. Руководитель ФАС выступал на правительственном часе в Совфеде. Один из сенаторов обратил внимание на завышение цен в аэропортовых кафе более чем в десять раз по сравнению со средними по стране.
Глава ФАС сказал, что теперь его служба снова займется проверками — несколько лет назад кафе уже штрафовали. Те, кто часто летают, знают, что в аэропортах всегда дорого — можно выложить полторы тысячи за пару бутербродов, 500 рублей за стакан пива. Но завышают цены даже сетевые рестораны. Business FM сравнила чеки кафе, расположенных в московских аэропортах и стандартные цены, которые сети указывают на своих сайтах. В чеке из Burger King в «Шереметьево» от мая прошлого года цезарь-ролл стоит 320 рублей, картошка по-деревенски — 159 рублей. В Burger King в центре Москвы — цезарь-ролл сейчас стоит 155 рублей, а картошка — 75, то есть в аэропорту дороже больше чем в два раза.
В «Крошке-картошке» во «Внуково» и «Шереметьево» порция картошки стоит 179 рублей, наполнители — около 80-100 рублей. В отзывах на сайте Tripadvisor пользователи пишут, что цены значительно выше, чем кафе этой сети в городе.
На фотографии меню из Zю кафе в «Домодедово» вок с курицей стоит 640 рублей. Снимок был сделан весной 2015 года. На официальном сайте сети Zю кафе в меню это же блюдо стоит 390 рублей. В «Шоколаднице» в аэропорту «Шереметьево», по крайней мере, судя по отзывам в Интернете, цены не слишком кусаются: на фотографии меню сливочный крем-суп из тыквы стоит 285 рублей. Это близко к стандартным ценам ресторанной сети. В «Кофемании» в «Домодедово» можно купить американо за 370 рублей, на официальном сайте он стоит от 290 до 350 рублей в зависимости от размера.
Получить комментарии от самих ресторанных сетей Business FM пока не удалось. Чем объясняется такое завышение цен в аэропортах?
Вадим Прасов вице-президент Федерации рестораторов и отельеров «Я предполагаю, что у этого есть объективные причины, которые связаны со ставкой арендной платы таких помещений. Поскольку интерес обычно со стороны рестораторов к ним достаточно высок, соответственно и уровень арендной платы выше в среднем, чем по городу. На самом деле вопрос еще, конечно, в уровне конкуренции, потому что в разных аэропортах, в разных точках он тоже различается. Сложно говорить о какой-то монополизации, по большому счету в каждом аэропорту уже есть некоторое количество точек питания, поэтому и возможность выбора гостей, безусловно, присутствует: поесть здесь или там, кто-то пойдет в бизнес-зал, а кто-то пойдет в кафе, и для него там альтернативы особой нет. Но то, что цены в аэропортах завышены, это достаточно очевидно и уже давно известно. Я предполагаю, что просто ФАС в процессе своего исследования-расследования разберется, в чем же причина подобного. Они же могут быть как объективны, так и субъективны в той части, что речь может идти не о повышенных затратах, а о том, что действительно у пассажиров нет альтернативы. Едва ли там можно говорить о ценовом сговоре. Коллеги по ресторанному цеху наблюдают цены у коллег в соседнем заведении и, соответственно, подравнивают под тот же уровень цен. С точки зрения пассажиров повод для претензий ФАС есть».
По данным СМИ, арендные ставки в аэровокзальных комплексах могут варьироваться от 1,5 тысячи до 10 тысяч долларов за квадратный метр в год в зависимости от площади помещения и проходимости места. При этом один ресторан в аэропорту может приносить доход, равный заработку пяти таких же точек в городе. Аэропорты используют площади по максимуму, говорит директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила.
Алексей Могила директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty «У каждого аэропорта достаточно не большое количество площадей, с которых можно получать арендную прибыль. Их надо максимально использовать. Поэтому здесь такая пограничная история: аэропорт «отжимает» то, что может, арендаторы тоже стараются заработать то, что могут. Никто не остается в накладе. В накладе, можно сказать, пассажиры, но в данном случае никакой же обязаловки нет, ты можешь кушать, можешь не кушать».
Далеко не все знают о том, что, например, во «Внуково» есть и обычная столовая, где, как пишут пользователи, можно поесть за 250 рублей. Кроме того, чтобы сэкономить, многие пользуются автоматами с кофе, или самый экономный вариант — берут еду с собой.