Михаил Швыдкой: ограничение гастролей иностранных цирков в России — большая ошибка
«Отсутствие конкуренции убивает не только экономику, но и искусство», — сказал художественный руководитель Театра мюзикла в специальном комментарии Business FM
Читать на полной версииРуководители Росгосцирка предложили министерству культуры ограничить гастроли иностранных цирков в стране. Идея принадлежит главе общественного совета при министерстве Павлу Пожигайло. «Почему мы защищаем огурцы и помидоры, а культуру не защищаем? Нам очень важно сохранить свою цирковую школу — она у нас уникальна», — объяснил он свою позицию в интервью RNS.
Предложение Росгосцирка специально для Business FM прокомментировал художественный руководитель московского Театра мюзикла Михаил Швыдкой.
В мае 2017 года легендарный американский «Цирк братьев Ринглинг, Барнума и Бейли», которому без малого 150 лет, должен прекратить свое существование. Об этом заявил глава корпорации Feld Entertainment Кеннет Фельд, чья семья владеет прославленной цирковой компанией с середины XX века. Он объяснил свое решение резким падением продаж билетов на цирковые представления в 2016 году: это привело к огромным убыткам, не совместимым с дальнейшей деятельностью.
По мнению ряда экспертов, подобное развитие событий связано с тем, что господин Фельд под давлением защитников живой природы был вынужден отказаться от представлений со слонами и другими животными, но все же дело не только в этом. Ведь знаменитый французский конный театр «Зингаро» под руководством Бартабаса по-прежнему сохраняет свои позиции в цирковой индустрии. Просто после того как известный жонглер и клоун Пол Биндер со своим коллегой Майлом Кристенсеном в 1977 году в Нью-Йорке создали цирк «Большое яблоко» — Big Apple, а затем Ги Лалиберте и Жиль Сен-Круа в Монреале в 1984 учредили Cirque du Soleil, стало ясно, что открылся новой этап мирового циркового искусства. Он, безусловно, связан с великими цирковыми традициями, в том числе и с традициями русского и советского цирка. Но его успехи определяются синтезом современного театрального и циркового творческого мышления и высокопрофессиональной школы подготовки цирковых артистов, тоже, к слову сказать, немало почерпнувшей из российского опыта. Сегодня во всех лучших цирковых труппах мира немало мастеров из России. Достаточно вспомнить Павла Брюна — режиссера, много лет сотрудничающего с Cirque du Soleil.
Важно понять, что успех цирков нового поколения, прежде всего канадских, связан еще и с продуманной мощной программой государственной поддержки и циркового искусства, и цирковой индустрии. Поэтому, когда отечественные мудрецы думают, что можно обеспечить успех русского цирка, ограничив гастроли цирков зарубежных, они совершают, мягко говоря, большую ошибку. Отсутствие конкуренции убивает не только экономику, но и искусство. Ведь Денис Мацуев не требует ограничить гастроли зарубежных пианистов в нашей стране и, как подсказывает мне мой опыт, делает это совершенно сознательно.