Американцы выиграли у России суд по «закону Димы Яковлева». Европейский суд по правам человека признал, что закон дискриминирует граждан США в праве на усыновление российских детей. Согласно решению суда, российские власти нарушили право на уважение частной и семейной жизни. Поскольку на тот момент, когда заработал закон, приемные родители из США уже познакомились с детьми и оформили документы, а сироты привязались к будущим семьям. Страсбург обязал Россию выплатить американским гражданам компенсацию — в общей сложности 75 тысяч евро. Изменит ли что-то это решение?

Одна из самых известных историй про разделенных брата и сестру Витю и Женю. Сейчас она — Женевьева, ей семь лет, и почти шесть она с приемными родителями Анной и Джеймсом живет в Калифорнии. А Витя, которому скоро исполнится 15 лет, — в детском доме в Кемеровской области. Четыре года назад забрать его в США Анна и Джеймс не успели. И, похоже, не смогут и сейчас. Поскольку в решении ЕСПЧ об этом ничего не сказано, там речь только о компенсациях.

Виктория Ивлева журналист, которая помогала американцам готовить иски «Решение я оцениваю как абсолютно позорное, бесчеловечное. Что касается брата и сестры, то у сестры, я думаю, ничего не произойдет: она живет в замечательной семье, где у нее есть вторая сестра, тоже удочеренная из России. Она учится музыке, она ходит в школу, ее любят мама и папа, и с ней, думаю, все будет нормально. Что же касается брата, то мы знаем печальную статистику судьбы детей из детских домов: большинство, к сожалению, заканчивают жизнь или на зоне, или спившись, или «обдолбавшись». Завидовать здесь нечему. Решение суда я бы описала примерно так: «Вы переходите дорогу не в том месте». — «Правда? Ну, и ладно, я пошел дальше переходить».

Всего таких жалоб было 16 от американских семей из разных штатов. Они хотели усыновить 27 российских детей, в основном это дети с серьезными заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфицированные. К моменту принятия «закона Димы Яковлева» родители почти оформили документы, приезжали в детские дома и наладили с детьми отношения. А значит закон, по их мнению, вмешался в частную жизнь семьи и дискриминирует американцев по национальному признаку. Суд с этим согласился. Но 3 тысячи евро компенсации каждой семье — это суммы символические, по меркам ЕСПЧ. И понятно, что для родителей деньги не играют роли, им важны дети. Хотя теоретически, решение Страсбурга может стать основанием для пересмотра решений российских судов, отказавших иностранцам в усыновлении.

Каринна Москаленко адвокат, которая уже пообщалась с американскими семьями «У всех разные ситуации. Там, где детей забрали в другие семьи, они сказали, что, хотя им огромный такой моральный вред причинен, и семья, в общем-то, много лет была вышиблена из колеи, но все равно, они хотят, чтобы у детей было все хорошо, если они уже в какой-то семье находятся, они ни в коей мере не будут этому препятствовать. Семьи некоторые просто просили нас отозвать жалобу. Вот те, кто дождались решения, надеются на это решение, я думаю, что они будут проявлять твердость, которую они все эти четыре года проявляли».

Но российский судья ЕСПЧ Дмитрий Дедов сказал, что нарушения технические, а в Минюсте заявили, что российский запрет на усыновление международных норм не нарушал. И в Госдуме прозвучали осторожные голоса о том, что «закон Димы Яковлева» можно бы смягчить, кстати, в том числе, и чтобы улучшить отношения с США. Но таких мнений меньшинство. Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева была краткой.

Тамара Плетнева председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей «Мы все правильно сделали, приняли этот закон, надо было раньше принять давным-давно».

Наверняка, американские заявители и не рассчитывали, что закон отменят. Для них было важно забрать детей. А по сути, решение ЕСПЧ ничего не меняет. Тем более Россия будет его обжаловать. Российский МИД заявил, что нет абсолютно никаких оснований для корректировки или отмены «закона Димы Яковлева», и в Москве рассчитывают, что ЕСПЧ пересмотрит свой вердикт.