Кризис заставляет смотреть шире
Крупнейшие российские бизнесмены инвестируют в диверсификацию своего бизнеса
Читать на полной версииНепростая экономическая ситуация стимулирует крупнейших российских предпринимателей осваивать новые для себя ниши: промышленники инвестируют в ритейл, банкиры — в девелопмент, и т.д. Диверсификация доходов на слабеющих рынках — главный тренд рубежа 2016-2017 годов.
Одним из наиболее ярких примеров этого тренда является покупка Михаилом Гуцериевым сразу трех крупнейших ритейлеров бытовой техники: «Техносилы», «Эльдорадо» и «М.Видео» в декабре 2016 года. Сделка, признанная многими экспертами знаковой для российского рынка розничной торговли, является первым серьезным опытом бизнесмена в ритейле.
До покупки ведущих продавцов электроники и бытовой техники основными активами Михаила Гуцериева были «Бин банк», а также ряд нефтяных и медийных активов. Объем инвестиций в торговые сети впечатляет: покупка «Эльдорадо» и «М.Видео» обошлась бизнесмену в 2 млрд долларов. Планируется, что управлять новыми активами Гуцериев будет через собственную финансовую группу «Сафмара».
В ежегодном рейтинге Forbes в 2016 году семья Гуцериевых также заняла первое место по состоянию капитала, увеличив его сумму до 10 млрд долларов. По оценкам экспертов, в результате объединения ритейлеров доля структур Гуцериева на рынке продажи бытовой техники может составить более 30%. Помимо этого, объединенные активы могут стать лидером в сфере онлайн-ритейла.
Приобретение торговых сетей в «Сафмаре» объясняют диверсификацией бизнеса. На момент покупки «Эльдорадо» представитель финансовой группы пояснял газете «Коммерсант», что подобные сделки смогут создать синергию с логистическим направлением группы и бизнесом в сфере недвижимости.
Еще один пример диверсификации крупного бизнеса — продажа Михаилом Прохоровым девелоперской компании «ОПИН» структурам банкира Романа Авдеева. «Московский кредитный банк», подконтрольный предпринимателю, являлся основным кредитором застройщика. По оценкам аналитиков, совокупный долг «ОПИН» перед банком составляет около 28 млрд рублей.
В рамках сделки группа реализовала все принадлежащие ей акции ОПИН. Покупатель получил права на земельный банк и все девелоперские проекты, включая проект застройки территории в районе стадиона «Торпедо».
Похожая сделка была закрыта в самом начале 2016 год: владелец активов в нефтяной сфере и ряда торговых центров, в числе которых ТЦ «Горбушкин двор» Алексей Хотин, решил попробовать свои силы в развитии гостиничного бизнеса. Предприниматель выкупил гостиницу «Москва» рядом с Кремлем у акционера «Нафта-Москва» Сулеймана Керимова. Здание включает гостиницу Four Seasons, торговый центр «Модная галерея» и бизнес-центр.
Согласно рейтингу Forbes 2016 года, среди богатейших бизнесменов России Алексей Хотин занимает 95 место с капиталом в 0,9 миллиарда долларов. Предприниматель является крупнейшим акционером банка «Югра», нефтяной компании Exillon Energy, а также ряда торговых и бизнес-центров, среди которых «Горбушкин двор». До покупки гостиницы «Москва» Алексей Хотин подобные объекты не развивал.
Как видно из приведенных выше примеров, причина возникновения тренда масштабной диверсификации кроется в экономической нестабильности: активы переходят к новым владельцам либо за долги, либо традиционные отрасли перестают приносить привычный доход.
Исходя из прогнозов на 2017 год, данный тренд может сохраниться, поскольку говорить о восстановлении российской экономики пока рано. Дефицит бюджета по-прежнему велик: в 2017-2019 гг., по данным Министерства финансов РФ, он составит порядка 6 трлн рублей в год. Аналитики прогнозируют в текущем году рост на уровне 0,8% при ценах на нефть около 40 долларов за баррель.
Впрочем, некоторые аналитики относятся к данному прогнозу оптимистично: в России наконец начало происходить восстановление экономического роста.
По мнению главного экономиста по России и СНГ Олега Кузьмина, текущий год станет периодом общей макроэкономической стабилизации. Мы ожидаем, что в 2017 г. сможем увидеть одновременно восстановление темпов роста ВВП, стабильный рубль, дальнейшее снижение инфляции и процентных ставок, — предполагает он.
Что касается инвестиционной привлекательности российских компаний, то спрос на них оживёт благодаря снижению уровня неопределенности и дальнейшему смягчению кредитных условий (в том числе на фоне сокращения внешней долговой нагрузки).