Психологическая борьба: полный привод на льду
Против законов физики не попрешь, а поэтому даже полноприводный автомобиль не застрахован от сносов и заносов. Как же с ними бороться? Продолжаем учиться грамотно управлять автомобилем в различных дорожных условиях
Читать на полной версииЛед или укатанный снег — самое скользкое, но при этом и самое предсказуемое покрытие. Вряд ли кто-то решится сильно разгоняться, попав на такой участок, резко крутить рулем. Все действия на льду требуют плавности и даже нежности, если хотите. Мы продолжаем учиться грамотно управлять автомобилем, а помогают нам в этом первый кроссовер марки Jaguar — F-PACE и профессиональный гонщик, шеф-инструктор школы Jaguar Егор Васильев.
Голый лед в мегаполисах да и за его пределами встречается нечасто, но именно на нем можно понять, что происходит с автомобилем в различных ситуациях. Даже самый продвинутый полноприводный автомобиль, такой, например, как Jaguar F-PACE с интеллектуальной системой полного привода, не застрахован от сносов и заносов, ведь против законов физики не попрешь.
Итак, представим ситуацию. Вы едете по прямой, впереди вираж, начинаете поворачивать, а машина едет прямо. Переборщили со скоростью, автомобиль ушел в снос. Что делать? Вот что рассказывает Егор Васильев:
«Снос — это скольжение передних колес, приводящих к потере курсовой устойчивости автомобиля, как правило, при начале совершения маневра. Со сносом можно бороться тремя основными способами. Первый способ — «пассивный», то есть это уменьшение скорости движения автомобиля, благодаря чему колеса рано или поздно зацепятся за дорогу, машина опять пойдет на дугу. Однако этот зацеп может произойти достаточно поздно; как следствие, вы можете оказаться в канаве. Поэтому есть следующий способ — это «активный», то есть, когда в ответ на скольжение передних колес я начинаю плавно уменьшать угол поворота руля, возвращать руль в исходное положение до тех пор, пока автомобиль стабилизируется, схватится за дорогу и тогда снова можно плавно поворачивать руль и заходить в дугу. Этот способ имеет единственный минус — психологически достаточно тяжело заставить себя уменьшать угол поворота руля, в то время, как ты хочешь наоборот еще больше его повернуть в сторону виража».
Есть еще и третий способ, и на новом Jaguar F-PACE мы его попробовали: так называемый комбинированный. Начинаем уменьшать скорость, этого можно достигать разными способами — газом, тормозом, и одновременно начинает уменьшаться угол поворота руля. Jaguar F-PACE в этом случае быстрее нашел нужную траекторию и вернулся на дугу, легко вильнув хвостом. По словам Егора Васильева, это единственная опасность данного способа выхода из сноса. «Автомобиль от режима недостаточной управляемости будет очень резко переходить к режиму избыточной управляемости, что может испугать человека. Дальше естественная реакция: нажатие на тормоз и — опять канавы», — говорит он.
Меня легкий занос на Jaguar F-PACE нисколько не смутил, я напротив добавил газ, и машина быстро устремилась вперед. Если же занос развивается, то бороться с ним необходимо следующим образом:
«Если у полного привода начинает развиваться занос, действуем очень быстро и, я бы сказал, жестко. Во-первых, с максимально высокой скоростью мы должны отработать рулем в сторону заноса на тот угол, который нам надо компенсировать. Но в силу того, что автомобиль полноприводный, работа только рулем хорошего результата не даст, поэтому одновременно с реакцией рук на занос мы сразу должны получить избыточную тягу на всех четырех ведущих колесах, то есть мы должны слегка добавить газ. Очень мощно буксовать нельзя, точно так же, как и отпускать педаль газа. Итак, как только я отработал руками на занос и сразу добавил газ, естественно, подключаются передние колеса, которые как за веревочку пытаются опять вытянуть кузов автомобиля по направлению вектора скорости. И вот здесь очень важный момент: на полном приводе нельзя ждать реакции со стороны автомобиля на стабилизацию. Как только я отработал руками на занос с избыточным газом, я должен сразу попытаться заставить себя плавно начать возврат руля к положению прямо, не уменьшая уровень газа. Вот за счет этого у меня автомобиль стабилизируется на прямых передних колесах и начинает катиться строго по вектору скорости. После того, как машина стабильно покатилась по прямой, я могу плавно газ уменьшать, ну или наоборот, ускорять автомобиль».
В случае с Jaguar F-PACE, на котором я прошел курс контраварийной подготовки, как раз можно смело ускоряться — стабильное поведение на любом покрытии, разумеется, если не перебарщивать со скоростным режимом. Вообще идеальное прохождение виражей, даже на голом льду, это когда система стабилизации вообще не вступает в работу. На F-PACE, как я уже рассказывал, она очень аккуратно относится к действиям водителя и лишний раз не беспокоит. Возможно, потому, что и без системы управляемость Jaguar F-PACE выше всяких похвал. Ты словно едешь не на кроссовере, а на легковом, даже спортивном автомобиле. Адаптивные амортизаторы четко контролируют сцепление колес с дорой, кренов практически нет, подавно нет и раскачек. Послушный руль, который меняет свою жесткость в зависимости от режима и скорости движения, не становится чрезмерно «тяжелым», что также плюс, если вы любите путешествовать «на дальняк», но не готовы переходить в комфортный режим движения.
Но ничто не передаст лучше ощущения от управления Jaguar F-PACE, чем личный опыт, и никто лучше не продемонстрирует возможности этого автомобиля, чем шеф-инструктор школы Jaguar Егор Васильев. Так что добро пожаловать на полигон Jaguar Land Rover — на практике проходить то, что вы прочитали в серии наших материалов.