Отчитаться о каждом клике: жесткий контроль чиновников в Интернете. Комментарий Георгия Бовта
В этом году госслужащие, а также претенденты на должности обязаны отчитаться о своей активности в соцсетях и Сети в целом. Не нарушает ли это требование их право на неприкосновенность частной жизни?
Читать на полной версииВ этом году Государственные и муниципальные служащие, а также претенденты на должности, впервые должны будут отчитаться о своей активности в социальных сетях и вообще в Интернете. На днях предупреждение об обязанности предоставлять сведения об «общедоступной информации» в Сети получили сотрудники Госдумы. Как это будет происходить — в комментарии Георгия Бовта.
Предоставление отчетности об активности в Интернете будет похоже на подачу налоговой декларации: это надо сделать до 1 апреля и затем отчитываться каждый год. Претендентам на госслужбу первый раз надо будет отчитаться аж за три года. В утвержденной правительством форме надо указать некие «адреса сайтов», но как точно заполнять такие формы, не очень понятно, ведь речь идет не только об аккаунтах в соцсетях, но и вообще обо всех сайтах, где государственный человек оставил о себе информацию, как сказано в законе, «позволяющую его идентифицировать».
Под такое определение попадают и интернет-магазины, и сайты бронирования гостиниц и авиабилетов, и СМИ, на которые пользователь оформил подписку в Интернете — да мало ли где человек оставляет сведения, позволяющие его идентифицировать. Наказание за неподчинение — увольнение. Но насколько государство сможет эффективно контролировать поведение чиновников в соцсетях, аккаунты в которых имеют примерно 70% из полутора миллионов российских госслужащих? А сколько всего будет сайтов, по которым заставит отчитываться начальство?
Проблема активности в соцсетях людей, работающих на государство, в других странах решается по-разному, однако если говорить о демократических государствах, то в целом она, скорее, регулируется профессиональными этическими нормами и кодексами поведения. Разумеется, когда дело касается государственных или коммерческих тайн, работают уже другие законы.
Работодатели давно научились использовать соцсети для изучения бэкграунда, характера и профессиональных способностей кандидатов на должности. Скандальное поведение в соцсетях может иметь негативные последствия для сотрудников, если они нарушают закон или всего лишь дискредитируют организацию, в которой работают. Ровно так же наказуемо скандальное или противозаконное поведение вообще в публичном пространстве. Но существует и проблема поиска некого разумного баланса между обеспокоенностью работодателей тем, что сотрудник может выдать секреты, дискредитировать организацию или фирму, подвергнуть служебную сеть угрозе проникновения вредоносных программ, и правом в том числе чиновников на частную жизнь в свободное от работы время.
Российский закон выглядит чересчур жестким по отношению к государевым людям. Кому-то он может показаться даже унизительным, а также не вполне соответствующим конституции, где сказано, что гражданин имеет право не свидетельствовать против себя. В законе явно не хватает положений о защите права чиновников как полноправных граждан на неприкосновенность их частной жизни.
Во многих странах, кстати, приняты нормы, защищающие, в частности, госслужащих от излишнего вмешательства работодателей в их активность в соцсетях и запрещающие им злоупотреблять полученными там сведениями. Например, почти во всех штатах США есть законы, ограничивающие права работодателей на мониторинг и использование данных о сотрудниках, полученных в соцсетях. Ни о какой ежегодной отчетности о посещенных сайтах, разумеется, речи не идет.
Практически во всех штатах работодателям запрещено требовать от сотрудников раскрывать даже свои никнеймы, а тем более пароли к аккаунтам в соцсетях, если это не связано с уже ведущимся расследованиями неких противоправных действий. В ряде штатов отдельно оговорен запрет работодателям требовать от подчиненных включать их в свой список друзей или контактов в соцсетях. Это все по-своему разумно: излишняя жесткость в регулировании поведения в Интернете, навязывание тем же чиновникам унизительной и трудоемкой отчетности может попросту заставить уйти в тень, сделав их тем самым как раз менее открытыми для разумного контроля не только со стороны начальства, но и общественного мнения.