Будущее где-то рядом: Nissan на выставке потребительской электроники CES 2017
Компания представила концепцию Seamless Autonomous Mobility, созданную совместно со специалистами NASA. Эта технология беспилотного управления автомобилем предусматривает совместную работу искусственного интеллекта машины и оператора
Читать на полной версииКлассификация Ассоциации автомобильных инженеров (ASE) делит развитие систем беспилотного управления автомобилем на пять этапов. От пятого, завершающего, на котором искусственный интеллект сможет полностью заменить человека за рулем, нас, по разным оценкам, отделяет от 20-ти до 30 лет. Представленная Nissan на выставке CES 2017 концепция Seamless Autonomous Mobility (SAM) — возможность сократить путь к беспилотному будущему в несколько раз.
Автомобили — это новые гаджеты. С каждым годом выставка потребительской электроники CES в Лас-Вегасе все больше приобретает черты автосалона: ведущие производители демонстрируют концепты и технологии, которые через несколько лет окажутся в серийных автомобилях. В этом году среди лидеров индустрии потребительской электроники, открывавших выставку ключевыми докладами, был и глава Nissan Карлос Гон с рассказом о будущем автомобилей — далеком и, возможно, не очень.
По оценкам Nissan, к 2030 году четверть мирового автопарка будут составлять электромобили. Каршеринг, на долю которого в мире приходятся до 4% всех машин, вырастет до 25%. Глава Nissan видит автомобиль будущего электрическим, умеющим обмениваться информацией с другими транспортными средствами и объектами городской инфраструктуры, способным полностью и в любой ситуации обходиться без участия водителя. Последнее требование наиболее сложное для инженеров.
Современные серийные автомобили оснащаются электронными помощниками, способными предупредить об опасности или взять на себя управление в стандартных ситуациях, таких как парковка или движение в заданном ряду. Такая технология будет реализована в новой версии электромобиля Nissan Leaf, которую представят в этом году. Автомобили, способные самостоятельно доставить пассажира из пункта А в пункт Б, активно тестируют не только автопроизводители, но и такие компании, как Google и Uber. Прототипы уверенно справляются со стандартными ситуациями в хороших погодных условиях.
Но что делать, если дорога перекрыта, на пути авария? Объезжать затор по обочине или выехать на встречную линию? Сдавать назад или развернуться? В реальных дорожных ситуациях от водителя может потребоваться не только знание правил, но также здравый смысл и готовность разрешать этические коллизии. Чтобы доверить решение таких задач искусственному интеллекту, потребуется более десяти лет разработок и развития законодательной базы — либо новые идеи, как, например, предложенная Nissan технология Seamless Autonomous Mobility, созданная компанией совместно со специалистами NASA. Какой бы тяжелой ни была дорожная ситуация, вряд ли она ставит перед водителем более сложные задачи, чем те, которые приходится решать команде инженеров NASA, управляющих марсоходом, движущимся по поверхности другой планеты на расстоянии 228 млн километров от пункта управления.
Идея, изначально использованная для управления марсоходом и реализованная Nissan в автомобилях, — совместная работа искусственного интеллекта автомобиля и оператора в центре управления. В стандартных ситуациях автомобиль сам управляет движением, но если происходит что-то необычное, искусственный интеллект сбрасывает скорость или останавливает машину и посылает запрос оператору. Датчики автомобиля отправляют в центр управления информацию обо всем, что происходит вокруг, включая при необходимости живой видеопоток. На основе этой информации оператор принимает решение о том, каким образом интеллектуальный автомобиль должен действовать в нестандартной ситуации. Проблема решена: автомобиль не просто проехал дальше — он связался со следующими тем же курсом машинами, оснащенными системой SAM. Получив информацию о решении оператора, они смогут преодолеть сложный участок дороги самостоятельно.
В ходе CES 2017 компания демонстрировала работу системы в режиме реального времени. «Умный» автомобиль двигался по территории исследовательского центра NASA и там же сталкивался с «дорожными работами», которые преодолевал с помощью оператора, чье рабочее место было оборудовано на стенде Nissan.
В текущей версии один оператор способен обслуживать до десяти автомобилей — параметр, который представители компании рассчитывают серьезно увеличить, когда использование SAM станет массовым. Если все пойдет по намеченному плану, будущее, в котором мы сможем преодолеть любое расстояние, не прикасаясь к рулю своего автомобиля, окажется заметно ближе, чем мы считали до выставки CES 2017.