Басманный суд Москвы 10 января продлил срок домашнего ареста экс-главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву, обвиняемому в получении взятки в размере 2 млн долларов, до 15 апреля. Сам подследственный просил отпустить его под подписку о невыезде, а если суд на это не пойдет, то разрешить некоторые послабления: двухчасовые прогулки, а также посещение няни его шестилетней дочери.

Впрочем, против этого категорически возражал следователь. Руководитель следственной бригады Роман Нестеров указал, что ранее следователи уже отказали Улюкаеву в допуске домработницы и няни. Он напомнил, что обязанность «ухода за детьми» возложена на родителей, а не на нянь. В итоге в смягчении условий домашнего ареста экс-чиновнику отказали. Таким образом, Улюкаев, которому в марте исполнится 61 год, встретит день рождения по месту жительства — в элитном жилом комплексе «Золотые ключи 2», в квартире площадью 224 квадратных метра.

В суд бывшего министра доставили на служебной машине ФСИН Lada Granta. Подследственного сразу же завели в зал суда, изолировав от толпы многочисленных журналистов. Там в ожидании начала процесса Улюкаеву пришлось провести полтора часа, пока судья Елена Ленская находилась на постановлении по другом у делу.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев был задержан вечером 14 ноября в офисе «Роснефти», однако официально задержание оформили лишь на следующий день. Тогда же СКР возбудил уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). Как утверждает следствие, Улюкаев получил 2 млн долларов от представителей «Роснефти» за выданную Минэкономразвития положительную оценку, позволившую компании заключить сделку по приобретению госпакета акций компании «Башнефть».

Свою вину чиновник не признал и от дачи показаний отказался. Уже после того, как 15 ноября суд санкционировал его домашний арест, президент отправил министра в отставку в связи с утратой доверия.

Доказательства причастности

Просьбу о сохранении Улюкаеву ранее избранной меры пресечения следователь по особо важным делам при председателе СК Роман Нестеров обосновал стандартными доводами. Он заявил, что в случае освобождения обвиняемый может скрыться, уничтожить улики, а также оказать давление на свидетелей, которыми являются его бывшие подчиненные — сотрудники Росимущества и Минэкономразвития.

«Органы следствия обладают достаточными доказательствами, подтверждающими причастность Улюкаева к инкриминируемому преступлению», — сказал следователь. К таковым Роман Нестеров отнес протоколы допроса свидетелей (в представленных материалах прозвучали фамилии нескольких человек, в частности, неких Ильи Макарова и Никиты Осипова), осмотра места пришествия, выемок и обысков. Нестеров добавил, что срок расследования дела был продлен до 15 мая, а следователям требуется дополнительное время для того, чтобы завершить ряд следственных и процессуальных действий, например, получить заключение фонографической экспертизы, которая была назначена в последних числах декабря.

Ранее агентство «Росбалт» сообщало, что следствие зафиксировало разговоры Улюкаева с главой «Роснефти» Игорем Сечиным, который пригласил министра в свой офис. Также глава Минэкономразвития якобы вел переговоры о выплате денег через председателя одного из крупных госбанков.

Сам экс-министр был немногословен. Он заявил, что бежать за рубеж не сможет, ведь его загранпаспорт был изъят. «Но если суд решит продлить мне меру пресечения, то прошу обратить внимание на наше ходатайство о прогулках, разрешении планового лечения, а также расширения списка лиц, которым можно посещать квартиру», — сказал Улюкаев и попросил позволить визиты няне его шестилетней дочери.

Адвокат Лариса Каштанова настаивала на прогулках для обвиняемого дважды в день: с 8:00 до 10:00 и с 18:00 до 20:00. Она сообщила, что до домашнего ареста ее клиент наблюдался в Реабилитационном центре Минэкономразвития и не может обходиться без квалифицированной медпомощи. Адвокат добавила, что страдающий гипертонией первой степени обвиняемый нуждается в «динамическом наблюдении» врачей.

Однако следователь и прокурор были категорически против изменения фигуранту меры пресечения и тем более каких-либо послаблений. Позиция Романа Нестерова заключалась в том, что подписка о невыезде не обеспечит достижение целей и выполнение задач уголовного судопроизводства. «Она позволит обвиняемому бесконтрольно встречаться с любыми лицами, в том числе и, возможно, с участниками уголовного судопроизводства либо теми лицами, которые ими в последующем могут стать, а именно свидетелями», — сказал он, намекнув на возможность изменения статуса последних. Однако их имен или должностей следователь не назвал.

Без няни и домработницы

Нестеров указал, что покинуть страну обвиняемый может и без загранпаспорта, выехав за рубеж через страны СНГ. Что же касается оказания медицинской помощи, то при необходимости Улюкаев может вызвать «скорую помощь», что он однажды уже делал. Впрочем, с тех пор к врачам он не обращался и в госпитализации не нуждается, добавил следователь.

Нестеров сообщил, что ранее следователи уже отказали Улюкаеву в допуске в квартиру домработницы и няни. При этом он напомнил, что «обязанность ухода за детьми законом возложена на родителей», а не на нянь и домработниц.

Представитель прокуратуры его поддержала. «Оснований для изменения меры пресечения не имеется», — заключила она.

В итоге, пробыв в совещательной комнате 40 минут, судья нашла аргументы представителя следствия обоснованными. При этом она приняла во внимание положительные характеристики, которые дали экс-министру глава «Роснано» Анатолий Чубайс, председатель правления банка ВТБ Андрей Костин и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Обоснованность подозрений

«Судом проверена обоснованность подозрения Улюкаева, о чем свидетельствуют показания Макарова и Осипова», — озвучила свое решение судья Елена Ленская, не уточнив место работы свидетелей.

Она отметила, что материалы следствия содержат конкретные сведения, позволяющие принять решение о продлении Улюкаеву домашнего ареста. «Вышеуказанные обстоятельства в совокупности суд считает реальными, конкретными и убедительными», — говорилось в решении суда. Ленская не стала смягчать условия домашнего ареста, решив, что это может повлиять на ход расследования.

Покидая суд, Лариса Каштанова сообщила о том, что защита примет решение, обжаловать ли постановление суда, в течение трех дней. От дальнейших комментариев адвокат Улюкаева воздержалась, сославшись на подписку о неразглашении данных предварительного следствия. В суде она говорила, что по делу в качестве свидетелей допрашивали водителя «скорой помощи» и понятых.