Еще не вступив в должность, Дональд Трамп столкнулся с нажимом лоббистов
Reuters: На будущего президента США давят все сильнее, чтобы он отказался от «пророссийской» риторики
Читать на полной версииИзбранный президент США оказался в центре противоположных влияний со стороны американских политических сил. Как пишет агентство Reuters, ему приходится выдерживать давление между собственным стремлением улучшить отношения с Россией и нажимом со стороны своих же однопартийцев-республиканцев, требующих более жесткого ответа на то, что американские разведывательные службы называют вмешательством Кремля в президентские выборы США.
Негласное признание 8 января кандидатом на пост главы президентской администрации Райнсом Прибусом факта, что Россия стояла за взломом серверов Демократической партии, означает, что Трамп утрачивает свободу маневра.
Длительное время Трамп отказывался признать справедливость выводов разведки о том, что Россия стояла за хакерскими атаками во время выборов — это отрицала и Россия — или что она стремилась помочь республиканскому кандидату победить на ноябрьских выборах, утверждая, что попытки взлома могли исходить из Китая или от доморощенного хакера-толстяка, не встающего с кровати и не отрывающегося от компьютера.
Однако после публикации на прошлой неделе доклада разведывательных служб, обвинивших лично российского президента Владимира Путина (в ответственности за взлом серверов Демократической партии), эксперты по России считают, что Трампу придется столкнуться с призывами дать более жесткий военный, дипломатический, экономический и, возможно, не подлежащий раскрытию ответ после своего вступления в должность 20 января.
«Новой администрации США придется занять существенно более жесткую позицию», говорит сотрудник вашингтонского консервативного аналитического центра, оказывающего влияние на переходную команду Трампа, Heritage Foundation Найл Гардинер.
Конгрессмены от Республиканской партии, знающие о намерении Трампа добиваться разрядки в отношениях с Путиным, говорят эксперты по России, могут оказывать на нового президента давление с тем, чтобы он воздержался от того, чего более всего добивается российский президент — скорейшего смягчения экономических санкций, наложенных на Россию после аннексии ей украинского Крыма и поддержки сепаратистов на востоке Украины.
По утверждениям американских разведывательных агентств, российские шпионы перешли к взлому компьютеров других частных лиц и организаций (в США), включая ведущие аналитические центры, и это специалисты расценивают как попытку проникнуть в недра формирования будущей американской политики.
Вашингтонский аналитический центр Brookings Institution, возглавляемый известным специалистом по России Строубом Тэлботтом, «подвергся многочисленным атакам на следующий день после выборов», однако, по словам вице-президента центра по внешним связям Дэвида Нассара, нет оснований полагать, что его системы оказались взломанными.
Сенатор-республиканец Линдси Грэм заявил, что совместно со своим коллегой по партии председателем сенатского комитета по вооруженным силам Джоном Маккейном намерен внести на рассмотрение законодателей законопроект о введении более жестких санкций по сравнению с действующими ныне. «Мы намерены ввести санкции, которые… нанесут им удар в финансовой сфере и в области энергетики, в которых они наименее сильны», заявил Грэм телеканалу NBC.
Отставной генерал морской пехоты Джеймс Мэттис, кандидат на пост будущего министра обороны, которому предстоит пройти утверждение в сенате в ближайший четверг, как ожидается, выступит за проведение более жесткого курса в отношении Москвы по сравнении с тем, что Трамп обрисовал в ходе предвыборной кампании. Это может привести к его конфликту с кандидатом на пост советника по национальной безопасности Трампа, армейским генерал-лейтенантом Майклом Флинном, поддерживавшим теплые отношения с правительством Путина, и с Рексом Тиллерсоном, кандидатом на пост государственного секретаря, который в качестве руководителя компании ExxonMobil имел обширные деловые связи с Россией.
Если Мэттис будет добиваться более жесткого подхода к России, это может придать сил американским сторонникам усиления военного присутствия США в Европе. Это, считают эксперты, может включать в себя посылку подкрепления в американские войска в Балтийских странах и Польше.
НАТО уже планирует развернуть в этом году дополнительно 4 000 военнослужащих, самолеты, танки и артиллерию в трех бывших советских республиках на Балтике и в Польше.
«Европейцы в НАТО нервничают из-за Трампа», говорит один европейский дипломат. «Любые крупные договоренности с Россией приведут к фундаментальному изменению курса НАТО и будут угрожать расколоть Европу», — говорит дипломат. — «Однако мы не ожидаем такого поворота. НАТО стремится успокоить балтийских союзников, и США — это важная часть политики сдерживания».
Некоторые из сторонников жесткого ответа на российские хакерские атаки считают, что он должен включать в себя компьютерные контратаки, возможно — утечки финансовой информации, ставящей в затруднительное положение некоторых из путинских помощников и ближайших сотрудников.
До сих пор администрация Обамы воздерживалась от подобных действий — по крайней мере, публично — опасаясь, что они могут привести к эскалации кибервойны, которая может поставить под угрозу важнейшие (американские) инфраструктуры, такие как финансовые транзакции и энергоснабжение.
Несмотря на призывы Трампа «двигаться к более важным и лучшим делам», с которыми он выступил после того, как США разоблачили предположительные российские хакерские атаки, конгрессмены и сенаторы от Республиканской и Демократической партий не намерены забывать об этих вопросах в ближайшем будущем.
В интервью телеканалу NBC Маккейн заявил, что хочет создать комиссию для расследования действий российских хакеров, если ему удастся убедить республиканских лидеров сената поменять свое мнение. Тем временем, по его словам, ключевые сенатские комитеты, включая комитет по вооруженным силам и разведке, продолжат собственное расследование.
Эксперты утверждают, что результаты расследования российских действий поступят как раз в момент начала выработки администрацией Трампа полномасштабной стратегии по отношению к бывшему противнику по «холодной войне». Вполне вероятно, что эти результаты станут доступны на несколько недель раньше, чем будет выработано четкое представление о действительной стратегии Трампа в отношении России.
«До тех пор, пока не сформирована команда (президента Трампа), пока ее работа не примет более или менее организованный вид, я склонен считать, что мы не получим четких ответов», говорит бывший заместитель помощник госсекретаря по европейским делам, ныне работающий в Центре стратегических и международных исследований Хизер Конли.