Эмоции побеждают факты. «Постправда» — главное слово 2016 года
По версии редакции Оксфордского словаря «постправда» опередила слово «брекзитер», которое тоже претендовало на титул главного. Что такое постправда, и почему она стала веянием времени?
Читать на полной версииГлавное слово уходящего года — это «постправда», решила редакция Оксфордского словаря. Это явление, когда правда и факты не так важны для формирования мнения, как обращение к эмоциям. Одни называют «постправду» чуть ли не «новой искренностью» нашего времени, другие — лицемерием. Почему мы живем в постправде уже не первый год?
Классический пример постправды — плакат времен агитации за «Брекзит»: «Мы отправляем ЕС 50 миллионов фунтов каждый день, давайте потратим эти деньги на наше здравоохранение». Позже это официально опроверг британский Минфин. Кстати, слово «брекзитер» тоже претендовало на звание главного в уходящем году. Постправда- 2016 — это, конечно, путь Дональда Трампа к Белому дому. Политик-харизматик пришел на смену «нормальному человеку» и заговорил с людьми по-новому: не языком факта, но взывая к эмоциям. Американский сайт Рolitifact, который как раз и проверяет слова политиков по принципу правда-ложь, посчитал показатели всех кандидатов в президенты США. Выяснилось, что лучше всего с фактами было у Берни Сандерса, в то время как Трамп — пусть и убедительно, но частенько вводил избирателя в заблуждение. Но не все ли равно, если в эту ложь очень хочется верить, говорит глава группы «Коммуникатор» Виктор Майклсон
Виктор Майклсон глава группы «Коммуникатор» «На эту тему есть замечательный русский анекдот: после визита Петровых недосчитались серебряных ложечек, а ложечки-то потом нашлись, но осадок остался. Именно так работает эта постправда. Для меня самым ярким примером была история со свидетельством о рождении Обамы, который вынужден был оправдываться, публиковать документы в ответ на обвинения Трампа. Трамп не то, что не извинился, а он даже как бы не обратил на это внимание. Вот, сказал, что парень родился не в Америке, — и народ поверил. И я читал десятки статей, перепечаток, обсуждений, обсасываний, постов на эту тему, хотя это полный бред».
Еще один пример постправды — уже со стороны соперницы Трампа — штаба Хиллари Клинтон. Громогласная история взлома Демократической партии русскими хакерами. Факт не доказан до сих пор, но Кремль все равно обвинили во вмешательстве в выборный процесс США, а Трампа назвали агентом Москвы. Позже американские медиа искали и другие причины победы республиканца. Многие ссылались на исследование швейцарского Das magazin. Якобы, секрет успеха в таргет-рекламе. Facebook публично объявил войну «фэйковым» новостям. Это тоже могло принести Трампу очков. Соцсети и микроблоги настолько поглотили людей, что понятие факта и правды просто растворилось, считает журналист Максим Кононенко
Максим Кононенко журналист «Термин «постправда» определяет превалирование фейка над фактом. Эта растерянность американцев в связи с тем, что, оказывается, существуют еще какие-то поставщики информации, которым верят, в отличие от тех, которые лицензированы — Fox, NBC — это для них явилось открытием, потому что повлияло на ход предвыборной кампании. Ну, пожалеем американцев, и посочувствуем им в том, что они сделали это открытие только в этом году; мы здесь в России сделали его несколько раньше, поэтому для нас ничего удивительного в этом не было — ну, спасибо за термин».
Победа эмоций над фактами случилась в российском Facebook к концу года. На трагедию ТУ-154 многие ответили спорами, ненавистью и даже глумлением. Главный редактор журнала GQ Ким Белов чувствует, что мы сами создаем постправду вокруг себя.
Ким Белов главный редактор журнала GQ «Эмоции, которые очень долго сидели в подвале, как запертая жертва маньяка — маньяком здесь выглядят правда и факты — сейчас из него вылезли. Они показали свою силу всему миру. Есть точка зрения, что соцсети усиливают те эмоции, которые приводят к тому, что постправда побеждает и становится главной тенденцией. Вот, я сижу в Facebook, и точно так же эмоционально реагирую на какие-то посты, которые, возможно, ко мне не имеют отношения вообще. Ну, как и мы все, жители соцсетей, помогают этой постправде расти и доминировать».
За несколько дней до нового года советник российского президента Герман Клименко призвал россиян быть готовыми к «отключению от мирового интернета». И пусть такой сценарий почти нереален — в Facebook слова цитируют с пометкой «уже пакую чемоданы». Это и есть постправда.