Кому помешал «бабушкин коктейль»?
Кто покупает спиртосодержащие препараты в аптеках, соблюдают ли там ограничения, и почему чиновники борются с легальной фармацевтикой, а не с производством суррогатов?
Читать на полной версииПрепараты двойного назначения должны исчезнуть из аптек или отпускаться только по рецепту, заявил вице-премьер Александр Хлопонин, опровергая свое же заявление о том, что со следующего года валокордин, йод и зеленку, возможно, будут продавать только по назначению врача. Что именно власти сочтут препаратами двойного назначения, станет известно в январе — тогда Минздрав обновит список лекарств, на которые нужен рецепт. Тем временем Российская ассоциация аптечных сетей зафиксировала точечное повышение спроса на препарат «Валокордин» в московских аптеках. Обозреватель Business FM Иван Медведев, включив диктофон, прошелся по аптекам Савеловского района и выяснил, как там обстоят дела с зеленкой, валокордином и «Боярышником».
Ажиотажного спроса пока нет, говорили сотрудники аптек. Люди спрашивают, когда понадобится рецепт, но впрок валокордином никто не закупается. Впрочем, провизоры отмечали, что ажиотажа нет пока, но если тему еще хоть немного будут обсуждать по телевизору — бабушки пойдут на штурм — такое уже было:
«— В прошлом году такая же ситуация была со спиртовыми настойками. Только закажут — а назавтра уже нет.
— А с «Боярышником» как?
— Давно уже не спрашивают, наверное, испугались.
— А раньше брали?
— Брали один-два флакона, бабушки брали для своего коктейля.
— А нет никаких ограничений сейчас по валокордину?
— Нет. Вообще, как всегда было, спиртосодержащие — два флакона, не больше. Настойку возьмут по 25 мл, ну а если она скажет «дайте мне 10 флаконов», то не дадим.
И по «Боярышнику» то же самое.
— То есть вы не продавали больше двух флаконов в одни руки?
— Когда приходит бабуля и просит «три флакончика», ну что ей от 70 граммов будет? Но, конечно, 10-30 — мы уже не давали, сами знаете, у нас же не магазин».
Как оказалось, люди преклонного возраста в свете последних новостей стали гораздо более разборчивыми. Если валокордин, то только от проверенного производителя. Требуют конкретные бренды, интересуются репутацией завода-производителя. Ведь качество ингредиентов для «бабушкиного коктейля» очень важно. Вот что рассказали в другой аптеке:
«— Обычно, прежде чем покупать, они спрашивают, что к чему, как, откуда.
— Есть какие-то ограничения — не больше двух флаконов в руки?
— Да, мы стараемся, нам давно еще говорили. Алкоголикам мы вообще не продаем, говорим, что нет его в наличии. Ни «Боярышника», ни валокордина. Мы ведь знаем, что они его просто пьют. А бабульки иногда приходят и говорят: «Дочка, не могу спать, надо приготовить настойку пять в одном». Это то же самое, что входит в «Валемидин»: «Боярышник», валерьянка, корвалол, календула и так далее. И они делают себе такой коктейль».
В одной из аптек сказали, что правила ограничения — не больше двух пузырьков в руки — действует давно, но его никто не исполняет: за сколько заплатили, столько и продали. В целом работникам аптек жалко пенсионеров, которым придется стоять в очередях в поликлиниках, если на привычные им настойки введут рецепты. А вот терапевты, ранее опрошенные Business FM, говорили о плюсах такой инициативы. По мнению врачей, россияне в возрасте привыкли употреблять эти препараты часто и помногу, даже когда в этом нет необходимости, притом во многих настойках помимо спирта содержится фенобарбитал — психотропное вещество, из-за которого тот же валокордин в европейских странах запрещен. Но самое главное, что говорят в аптеках и о чем уже неделю кричат эксперты — выступая с инициативами об ограничениях в области фармацевтики, чиновники не решают проблему отравлений метиловым спиртом, которого нет в составе лекарств, продающихся в аптеках, а инициатив по борьбе с нелегальным оборотом суррогатов — того, от чего на самом деле умирают потребители, — почему-то не слышно.