Источник: экипаж Ту-154 пытался посадить самолет на воду
Об этом может свидетельствовать характер разрушения хвостовой части. Среди возможных причин катастрофы эксперты выделяют нарушение центровки и неправильную установку стабилизатора. Почему пилоты молчали?
Читать на полной версииЭкипаж Ту-154, потерпевшего крушение над Черным морем, пытался посадить самолет на воду — на это указывают разрушения хвостовой части, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в силовых структурах. «По предварительным данным, повреждения свидетельствуют о том, что командир хотел посадить самолет на воду», — сказал собеседник агентства.
В понедельник спасатели подняли останки 80-ти жертв авиакатастрофы под Сочи, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в оперативном штабе. Кроме того, водолазы обнаружили крупные фрагменты фюзеляжа и хвостовую часть с фрагментами двигателя. Ранее в Минобороны сообщали, что все обломки Ту-154 найдены на расстоянии примерно 1,7 тысячи метров от береговой линии — они разбросаны в радиусе 500 метров.
Этой точки нет в штатной схеме вылета из Сочи. Первый разворот самолет должен был сделать в 23 километрах от берега, но экипаж повернул через десять. Вероятно, пилоты пытались экстренно вернуться в аэропорт. В пользу этой версии говорят и найденные в первый день поиска шасси — они должны были находиться в гондоле на дне, но плавали на поверхности, то есть были выпущены и оторваны во время падения лайнера в воду. С момента взлета до первого разворота Ту-154 прошло не больше минуты. Именно, в это время экипаж заметил какие-то серьезные неполадки и решил лететь назад. В первых сообщениях Министерства обороны говорилось, что самолет не набрал высоту. Главный вопрос, что этому помешало? Проблемы с двигателями? В первый день после катастрофы было предположение о некачественном топливе, но это же горючее заправляли в другие самолеты. Авиаэксперты исключают и версию столкновения со стаей птиц, а вот нарушение центровки вполне могло быть, предполагает летчик-инструктор майор ВВС Андрей Красноперов.
Андрей Красноперов летчик-инструктор «Птицы в пять утра не летают. Даже если птица попала в двигатель, у него три двигателя, ну, остановится один, два, даже все — по инерции все равно он летит, не замрет в воздухе. Летчик отдает штурвал от себя и производит посадку на водную поверхность. Возможно, вопрос связан с центровкой — может быть, размещение груза спровоцировало то, что потерялась центровка, и самолет просто завалился на хвост, поскольку везли подарки, много людей было с инструментами, нельзя этот факт исключать».
Набрать высоту самолету могли помешать проблемы в системе управления. Причем сбой в ее работе способны вызвать как поломки, так и действия экипажа. Например, известна старая проблема Ту-154 с несинхронной уборкой механизации крыла, что может привести к сваливанию самолета. Однако в этом случае он должен удариться о воду крылом, а по словам главкома ВКС Виктора Бондарева касание лайнера произошло нижней частью и фюзеляжем. Еще одно больное место Ту-154 — стабилизатор — он работает в автоматическом режиме, но в механизме случались сбои, если на них быстро не отреагировать, последствия могут быть фатальными, продолжает авиационный эксперт Вадим Лукашевич.
Вадим Лукашевич авиационный эксперт «Если он шел плашмя и ударился хвостовой частью, значит, отпадает версия, согласно которой несинхронно убиралась механизация крыла, тогда бы возникал крен. Но если у них были проблемы с набором высоты, это значит — либо система управления, либо в самом деле ошибка выставления этих всех взлетных параметров, в частности, оперение. Теоретически могло заклинить управление. Если произошла неправильная установка стабилизатора, то самолет, что называется, тяжело поднимал нос».
Более точные ответы даст расшифровка «черных ящиков». Пока можно с некоторой долей уверенности говорить, что на борту Ту-154 не было теракта. Судя по разбросу обломков — они лежат в радиусе полукилометра — самолет разрушился от удара об воду, а не в воздухе, и действия экипажа, который пытался вернуться на аэродром, говорят, что до самого столкновения самолет находился под контролем пилотов, а их молчание в эфире вполне можно объяснить тем, что в кабине занимались спасением лайнера: между взлетом и катастрофой прошло менее двух минут.