ОБНОВЛЕНО 20:29

Радиус разброса обломков Ту-154 составляет 500 метров, обломки лайнера найдены на расстоянии 1700 метров от береговой линии. Водолазы подняли со дна Черного моря в районе Сочи два механизма управления самолета. Район проведения поисковой операции разделили на 15 секторов. «К настоящему времени закончено обследование 100% надводной поверхности, в семи секторах полностью осмотрено дно», — сообщили в Минобороны. На месте крушения обнаружены тела еще двух погибших. Всего за время поисковой операции, начавшейся более суток назад, найдены тела 13 человек. В Минобороны опровергли сообщения о том, что на них были спасательные жилеты. Первые десять тел в понедельник утром были доставлены в Москву. Тело одной жертвы уже опознано.

Ранее главком ВКС России Виктор Бондарев заявил, что черные ящики самолета не должны быть сильно повреждены. «Они находятся в киле, а киль меньше всего пострадал, потому что касание было нижней частью лайнера и фюзеляжем»,— отметил Бондарев. Водолазы уже подняли со дна Черного моря у побережья Сочи два механизма управления самолета. Удар о воду задней частью исключает проблему несинхронной уборки механизации крыла, о которой ранее говорили эксперты. Какие версии высказывают авиаспециалисты после обнародования новой информации о Ту-154? Рассказывает авиационный эксперт Вадим Лукашевич:

Вадим Лукашевич авиационный эксперт «Если он шел плашмя и ударился хвостовой частью, значит, отпадает версия, согласно которой несинхронно убиралась механизация крыла, тогда бы возникал крен. Но если у них были проблемы с набором высоты, это значит — либо система управления, либо в самом деле ошибка выставления этих всех взлетных параметров, в частности, это оперение. Либо — теоретически — заклинило управление. Если произошла неправильная установка стабилизатора, то это проблема, если он не был выставлен, как надо, самолет, что называется, тяжело поднимал нос».

Вероятные причины авиакатастрофы Ту-154 Business FM также обсудила с летчиком-инструктором, майором ВВС Андреем Краснопёровым.

Андрей Краснопёров летчик-инструктор, майор ВВС «Он взлетел, сделал разворот направо и еще направо в сторону берега. И вот что тут случилось после разворота... Может, из-за разворота он потерял высоту, но почему? Возможно, нечто спровоцировало то, что летчик не смог набрать данную высоту. Птицы в пять утра не летают. Я говорил, тоже интересовался по этому поводу, птицы — это исключается. Если даже птица попала в двигатель, у него три двигателя, ну, остановится один, два, даже все — по инерции все равно он летит, не остановится, не замрет в воздухе. Летчик просто отдает штурвал от себя и производит посадку перед собой на водную поверхность. Но тут еще был вопрос с центровкой связан. Может быть, размещение груза спровоцировало то, что потерялась центровка, и самолет просто завалился на хвост, поскольку везли подарки, много людей было с инструментами, нельзя этот факт исключать. При переустановке закрылков стабилизатор переставляют в другое положение, это на всех самолетах происходит, и система работает нормально. Естественно, если она не сработает, то у летчика, как было в Ростове — помните, разбился весь экипаж и пассажиры, когда они пытались сесть, — именно из-за перестановки стабилизатора на Boeing был сильный пикирующий момент. Как сказал один инструктор, даже два белых медведя не вытащат его из этого пикирования. Даже два летчика, если они упрутся ногами в приборную доску, не смогут вытащить его из такого пикирования, вот что такое стабилизатор. Если он отказал, если докажут, тогда как версия это может существовать. Я думаю, «черные ящики» прольют свет. Но поверьте, если это было так скоротечно, если удар был в момент, и экипаж ничего не мог сказать, это говорит о том, что параметры прервутся моментально. В какой момент они прервались? Рассчитывать на 100%, что что-то мы узнаем из этих «черных ящиков», тоже не надо. Если самолет развалился, и что-то с ним произошло, летчики не смогли доложить, это говорит о том, что они не смогли ничего сказать. Единственное, мы узнаем, на какой высоте, на какой скорости, в какой момент, то ли это был удар о землю, то ли в воздухе что-то случилось. Это наши гипотезы, нужно доставать части самолета, и по ним делать вывод. Шасси нашли — почему оно отвалилось? Почему оно осталось, а не ушло с самолетом под воду? Значит, оно было выпущено? Может, они не убрали шасси, почему оно осталось на воде? Должно находиться в гондоле двигателя и вместе с самолетом уйти под воду».

Катастрофа Ту-154 у побережья Сочи могла произойти из-за перегруза и отказа техники, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией. По заявлению ФСБ, основными рабочими версиями катастрофы остаются попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета. Признаков теракта и диверсии нет.

О том, что версия теракта не получает развития, в понедельник заявил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Также главком ВКС Виктор Бондарев сообщил, что самолет был технически исправен и недавно прошел ремонт. Источник «Интерфакса» в оперативном штабе сообщил, что камеры наружного наблюдения примерно через полчаса после того, как Ту-154 пропал с радаров, зафиксировали вспышку над Черным морем, но это якобы не имеет отношения к разбившемуся лайнеру. Комментирует гендиректор аналитического агентства «Безопасность полетов», член Всемирного фонда безопасности полетов Сергей Мельниченко:

Сергей Мельниченко гендиректор аналитического агентства «Безопасность полетов» «Если такая видеозапись существует, то на нее нужно реагировать, не отмахиваться, а исследовать и установить, что да, действительно, в такое-то время эта запись выполнялась, и она не касается аварийного борта. Довольно много в этой ситуации слилось воедино. Это полет на пассажирском самолете, который принадлежит Министерству обороны и выполняется военным экипажем сначала Московского военного аэродрома, а потом со второго по важности после правительственного «Внуково», аэродрома на юге России. Куда? В Сирию, где, как известно, идут боевые действия, и с известными людьми на борту. Вся информация, которая касается расследования, очень чувствительна и для военных, она и для тех людей, которые живут и у нас, и в мире. Причины будет устанавливаться. Самолет прошел капитальный ремонт всего два года тому назад, однако полностью исключить техническую версию происшествия, скорее всего, нельзя. Говорят, что экипаж довольно опытный, тем более, это был усиленный экипаж, там было два штурмана и два бортинженера вместо положенных по одному. Однако если причина — техническая, то проходил ли экипаж обучение на тренажере по выходу из таких ситуаций, предусмотрены ли подобные упражнения вообще в системе подготовки военных пилотов? В рамках триады — машина, человек, среда — нужно будет изучать каждую отдельную систему, и только при изучении всех составляющих факторов сможет сложиться реальная картина. Помочь в этом должны расшифровка черных ящиков, которая покажет, например, в каком положении и отклонении находился стабилизатор, потому что такие случаи были — потеря самолета Ил-86, где переложился стабилизатор, самолет задрал нос вверх, потерял скорость и упал, погиб экипаж — пассажиров в самолете не было».

Самолет Минобороны разбился в минувшее воскресенье, погибли 92 человека. Лайнер летел с подмосковного аэродрома «Чкаловский» в Сирию — в Сочи он совершал дозаправку. На борту лайнера находились военнослужащие, журналисты, артисты ансамбля имени Александрова, а также Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. Ту-154 упал в Черное море через две минуты после взлета.