Для президента Рауля Кастро 2017 год обещает стать самым сложным со времени его прихода к руководству Кубой в 2006-м, пишет агентство The Associated Press. Стране угрожает экономическая рецессия, а ожидания улучшения отношений с США сведены на нет обещаниями избранного президента Дональда Трампа поставить процесс нормализации в зависимость от изменения подходов Гаваны к вопросу соблюдения прав человека.

Генералу, 85-летнему брату легендарного кубинского революционера Фиделя Кастро, умершего 25 ноября, предстоит решать нелегкие экономические и дипломатические проблемы в течение следующего года, который станет для него, возможно, последним на посту президента. Противостояние давлению Вашингтона остается основополагающим принципом внешней политики кубинской коммунистической системы, и это делает введение каких-либо поблажек во внутренней политике в обмен на внешнеполитическую разрядку практически невозможным.

Рауль Кастро пообещал передать власть в начале 2018 года преемнику, которым, вероятно, станет 56-летний Мигель Диас-Канель — функционер, не обладающий ни популярностью братьев Кастро, ни их революционным опытом. «Даже если бы эти два события и не произошли в 2016 году — я имею в виду победу Трампа в США и смерть Фиделя, 2017 год все равно был бы очень непростым для Кубы», — говорит кубинский экономист, преподаватель Токийского университета Кэйо Омар Эверлени Перес.

На Кубе публикуется мало достоверной статистики, однако, согласно экспертным оценкам, нынешний год страна закончит с показателем роста ВВП не более 1%. Ранее, в 2011-2015 годах, он составлял примерно 3% в год.

Самым светлым пятном в кубинской экономике обещает стать туризм, переживающий бум с момента подписания Раулем Кастро и Бараком Обамой 17 декабря 2014 года соглашения о снижении напряженности в отношениях между двумя странами. Уже два года подряд прирост числа туристов на Кубе составляет 15% в год. По данным портала CiberCuba, в 2017 году страна ожидает достичь рекорда по приему иностранных туристов — около 4 миллионов человек за год.

Медленный рост макроэкономических показателей Кубы, несмотря на активный приток иностранных инвестиций и бум иностранного туризма, экономисты объясняют многолетним неэффективным управлением кубинской экономикой и глубоким кризисом, поразившим другие отрасли хозяйства. Особенно негативно сказываются перебои в поставках венесуэльской нефти.

Распад экономики Венесуэлы, построенной на принципах социалистического управления по опыту Кубы, привел к тому, что поставки нефти с пиковых 115 тысяч баррелей в сутки в 2008 году упали до 90 тысяч в последние годы и до критических 40 тысяч баррелей в последние месяцы. Венесуэла наряду с Бразилией была главным направлением для командирования кубинских врачей и других высококвалифицированных специалистов, валютные заработки которых поступали непосредственно в государственный бюджет Гаваны. За последние годы эти доходы кубинской казны резко сократились.

Еще одна статья доходов Кубы, продажа никеля, понесла серьезные потери из-за падения мировых цен на это сырье. По оценкам международных экономистов, сокращение поставок промышленного оборудования из-за рубежа, вызванное нехваткой у Гаваны валюты, приведет к падению производительности в целом ряде отраслей в 2017 году и даст по итогам года совокупный нулевой прирост или покажет глубокую рецессию. «У правительства Рауля Кастро остался лишь год, — говорит кубинский экономист, сотрудник колумбийского Университета Хавериана Павел Видаль. — Прежде всего ему придется заниматься кризисным управлением».

В рамках программы экономии ресурсов правительство Кубы уже сократило продолжительность рабочего дня в летние месяцы, ввело ограничения в выдаче бензина для государственного транспорта, хотя пока смогло избежать продолжительных отключений электроэнергии. Быстрый рост цен на бензин на «черном» рынке больно бьет по стоимости связанных с транспортом услуг и товаров, при том что средняя месячная зарплата в стране по-прежнему составляет около 30 долларов.

Однако подобная нехватка самого необходимого, скорее, сплачивает кубинцев вокруг своего руководства, чем подстегивает протестные выступления, пишет AP. «Это будет непростой год, — говорит 66-летний пенсионер Антенор Стивенс. — Мы народ, которому довелось немало страдать. Мы во многом нуждаемся, но остаемся сознательными революционерами».

Определенную подушку безопасности для кубинцев создают валютные переводы от бывших сограждан, эмигрировавших в США и другие страны. Общий объем переводов оценивается экспертами в 3 млрд долларов США в год, и этот поток растет вместе с увеличивающимся отъездом эмигрантов, спешащих воспользоваться предоставленными Вашингтоном временными особыми привилегиями для кубинцев.

Определенные надежды граждане Кубы связывают с развитием частного сектора, особенно связанного с растущим притоком иностранных туристов. Хотя для простых кубинцев постоянный рост цен на продовольствие вызывает серьезные проблемы, для остальных, кто занят в туристических отраслях, он обеспечивает экономический успех.

Фернандо Фунес, владелец фермы, поставляющей овощи 30 ресторанам в Гаване, которые обслуживают иностранных туристов, увеличил число занятых работников с 12-ти до 20, причем платит каждому по 25 долларов в неделю. Пятеро из работников сами стали обрабатывать земельные участки, производя продукцию, предназначенную для таких же клиентов в кубинской столице.