Версии катастрофы Ту-154: от теракта до метеорита
Что произошло над Черным морем? На его дне уже лежит Ил-18, там же армянский А-320, а теперь и Ту-154. Эксперты выдвигают свои версии случившегося
Читать на полной версииЗавтра в России объявлен общенациональный траур по погибшим в крушении ТУ-154 под Сочи. Жертвами катастрофы стали 92 человека. На борту самолета Минобороны были военнослужащие, журналисты, артисты ансамбля имени Александрова, а также спасшая не одну детскую жизнь в Донбассе и в Сирии Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. Самолет летел после дозаправки в аэропорту Адлера в сирийскую Латакию. На второй минуте полета, примерно в 05:27, лайнер пропал с экранов радаров. По неизвестным пока причинам, Ту-154 рухнул в Черное море. Владимир Путин сделал заявление по катастрофе в Санкт-Петербурге, где должны пройти саммиты ЕврАзЭС и ОДКБ:
На борту разбившегося Ту-154 находились 92 человека — восемь членов экипажа и 84 пассажира. К настоящему моменту на месте крушения найдены тела 12 погибших. В полутора километрах от побережья на глубине 70 метров обнаружены и фрагменты корпуса самолета. Поисковая операция будет продолжаться круглосуточно.
В Сочи борт прилетел из подмосковного Чкаловского для дозаправки. Из аэропорта Адлера он вылетел в 05:25 утра. Через две минуты Ту-154 пропал с радаров. Могло ли темное время суток помешать пилотам при взлете?
Вадим Лукашевич авиационный эксперт, кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого «Абсолютно исключено, просто абсолютно. Дело в том, что потеря ориентации, она чревата в плохих метеоусловиях на снижении, когда самолет надо привести в некую точку, не прозевать аэродром и прочее. Взлет... здесь вообще все просто. У тебя прямая полоса, ты вышел на полосу, она освещена, если у тебя видимость хотя бы 30 метров, ты видишь направление полосы. Дальше ты делаешь необходимые процедуры, включаешь полный газ, и все, по прямой. Ты берешь штурвал на себя, и все. Авиагоризонт люди не увидели у себя на приборах? То есть это вообще потеря ориентации такая, что привела к падению самолета, это просто нонсенс на взлете. Даже погодные условия, сколько раз каждый, кто летал, он прекрасно знает, что аэропорт, допустим, закрыт на прием самолета, но почему он не закрыт на вылет. Это яркий как раз ответ на вопрос. То есть взлет — это гораздо более простая манипуляция, та информация о том, что, допустим, стойка шасси найдена в полутора километрах, говорит о том, что там произошло что-то серьезное. Что меня смущает, меня смущает, во-первых, то, что на сей момент, когда ничего не известно, обломки не собраны, данные переговоров экипажа между собой и диспетчерской службой не опубликованы, черные ящики не найдены, вот сейчас должны работать все версии, начиная от терроризма до столкновения с метеоритом. А то, что мы сразу отмели терроризм, это наводит на очень серьезные опасения».
Смена на аэродроме в Чкаловском, откуда вылетел разбившийся Ту-154, исключает отказ техники или ошибку пилотирования опытным экипажем. Официальных версий крушения самолета пока нет. Источники «Интерфакса» сообщают, что борт Минобороны разбился при наборе высоты после взлета из аэропорта Адлера, сигналов бедствия он не подавал. Теракт «практически исключен». Однако, по данным источника «Фонтанки.ру», сотрудники Федеральной службы безопасности все-таки отрабатывают версию теракта. ФСБ проверяет всех, кто мог приближаться к самолету в военном аэропорту Чкаловский и в Адлере.
По данным источника ТАСС, обломки разбросаны на расстоянии от полутора до шести километров от сочинского побережья. Площадь района поиска превышает 10 квадратных километров.
Юрий Сытник член комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» «Там два борттехника летают вместе с экипажем. Если вы заметили, то там экипаж — восемь человек. Они всегда крутятся возле самолета. Там просто подойти нельзя. Подъезжает машина с заправщиком, уборка салона, слив воды, уборщицы подходят. Он же прилетает на гражданский аэродром, там общая процедура. Если они все это заказали, то обслуживающий персонал подходил к самолету. Просто там шатающихся на перроне вообще нет, потому что в Сочи сложный аэропорт. Там хорошо система обеспечения безопасности работает, там персонал постоянный. Поэтому я хочу вам сказать, что туда постоянно прилетают и первые лица государства, президент наш, поэтому там со службой безопасности все в порядке в этом аэропорту. Я исключаю, что там могло быть заложено какое-то устройство в Сочи. Но не факт, что оно было заложено в Сочи. Маловероятно, что во время дозаправки могли что-то подложить. Потому что там все идет под запись, там камеры установлены. Если кто-то подходил посторонний, сразу это будет видно. Те люди, которые обслуживают самолет, то есть это техническая вода, заправка, масло вызвали заливать, но вряд ли, потому что вояки сами хорошо обслуживают. Что он там летел, в два часа из Подмосковья вылетел. Поэтому вряд ли они там лазили в капоты, в двигатели. Это просто заправка топливом, уборка салона, больше ничего. Что-то, скорее всего, произошло в кабине, что помешало экипажу вывести этот самолет. Настолько скоротечно идет момент взлета, но и там непростой аэропорт в Сочи, там всегда взлетаешь над морем, там и облачность может быть, обледенение, грозовые явления, завалил этот курс, что там ему помещало вывести этот самолет. Там лежит уже Ил-18 с пассажирами, там лежит армянский А-320 в этом месте. Вот теперь Ту-154, в одном и том же месте примерно падают. Что помещало экипажу выйти на связь, почему он не нажал кнопку и не сказал, что проблема какая-то? Значит, не было проблемы, значит, пытался сам выйти из этого положения, поэтому не докладывал».
Летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов также считает, что версию теракта пока исключать нельзя.
Андрей Красноперов летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах «Я много раз летал на этих рейсах, которые везут военных летчиков, обслуживающий персонал, и посадка на самолет осуществляется не как у гражданских. У гражданских проверяют каждый чемодан, каждую кладь, а тут вроде все свои летят, и тем более, летел такой ансамбль. Мне кажется странным, что каждую трубу будут засовывать на определение содержимого. У меня склонность к тому, что что-то там не то было. Но в Чкаловском, я оттуда летал тоже много раз Ту-154, и посадка производится своеобразно. Не секрет, что отсутствие должного контроля со стороны безопасности, это есть. И мне подтвердят многие люди, что те люди, которые везут свои баулы, засовывают их туда, эти баулы никто не проверит, они даже не влезут в эти смотровые секции, тем более в Чкаловском. Но он летел из Чкаловского, нормально долетел. Что было в Сочи, и что загрузили в Сочи, тоже неизвестно. Тем более летел весь ансамбль, значит, была музыкальная аппаратура, все остальное. И засунуть туда маленький предметик — это вообще не проблема».
Летчики называют сочинский аэропорт сложным. Взлетать приходится над Черным морем. Герой России, летчик-испытатель, авиаэксперт Анатолий Кнышов рассуждает о том, мог ли Ту-154 совершить посадку на воду.
Анатолий Кнышов Герой России, летчик-испытатель, авиаэксперт «Разброс деталей самолета, тем более информация есть — кто-то говорит пять километров, один километр. При таком разбросе часть деталей могут оказаться на берегу. Садиться на воду экипаж всегда готов, потому что он обучается этому на тренажерах. И я считаю, что при отказе даже трех двигателей проблемы выполнить посадку на водную поверхность не составляет. Но здесь какое-то мгновенное событие, которое привело к такому трагическому событию».
Росгидромет сообщает, что утром в воскресение в районе аэропорта Адлера были нормальные метеоусловия, хорошая видимость и слабый ветер. Насколько загружен сочинский аэропорт, и как часто его использует Минобороны?
Александр Валов главный редактор сайта «БлогСочи.Ру» «Загружен он в основном в летнее время. Сейчас он менее загружен в зимнее. В основном сюда туристы приезжают, которые едут на Красную поляну. А что касается самолетов Минобороны, во время полетов, которые осуществлялись во время шоу, которое проходило в прошлом году, все самолеты Минобороны также стартовали с гражданского аэропорта. Погода пасмурная была. Погода в последний месяц пасмурная, дождливая. Непосредственно в шесть утра было пасмурно, может быть, небольшой дождик накрапывал. Но, в принципе, это некритично для Ту-154. В принципе, для самолетов это некритично».
Гибель Доктора Лизы в Совете по правам человека назвали самой плохой новостью уходящего года.