Подвиг польского шофера и его британский мемориал
Поляк Лукаш Урбан — водитель грузовика, который врезался в толпу на рождественской ярмарке в Берлине. Его британской коллега Дейв Данкано по собственному желанию учредил мемориальную интернет-страницу пожертвований в пользу семьи погибшего дальнобойщика
Читать на полной версииПоследние сообщения по следам трагических событий в Берлине позволяют установить картину происшествия, совсем не похожую на ту, какой она казалась поначалу. Главный подозреваемый тунисец Анис Амри не был ни беженцем, ни мигрантом, ни убежденным джихадистом, ни отверженным бедняком, внезапно радикализировавшимся под влиянием джихадистской пропаганды. Он был мелким уголовником из Туниса, спасавшимся от правосудия и у себя на родине, и в нескольких странах Европы. Опасным, но все же мелкотравчатым.
Среди его похождений — угон грузовика в 2010 году и вооруженное ограбление, арест и пятилетний тюремный приговор. Это в Тунисе. По словам его родственников, он выпивал и религией не интересовался. Амри бежал в Италию, где на какое-то время получил убежище как несовершеннолетний, но вскоре попался на нескольких преступлениях и получил 4-летний тюремный приговор уже от итальянского правосудия. По выходе Амри отправился в Германию. Это был пик наплыва беженцев в 2015 году. Прошение Амри об убежище было отвергнуто, и ему предстояла депортация. Германские власти еще не считали его связанным с террористами. Такая связь была установлена только месяц назад, и его стали разыскивать. Следователям стало ясно, что мелкого торговца наркотиками и вора заметили как «нужный материал» и взяли под свое крыло террористы, которые и были, видимо, настоящими организаторами теракта в Берлине — фура с 25 тоннами стали наехала на людный рождественский рынок.
Судя по собранным из разных источников свидетельствам очевидцев и сообщениям полиции, 37-летний польский шофер-дальнобойщик Лукаш Урбан доставил из Италии в Берлин на предприятие ThyssenKrupp груз стальных балок и собирался на следующий день возвратиться домой, где его ждали жена и 17-летний сын. 19 декабря днем водила остановился у кафе, чтобы пообедать донер-кебабом (она же шаурма, кому как больше нравится) и позвонить жене.
Когда он снова забрался в кабину, на него напали. Оговорюсь: расследование продолжается, и ко всему, о чем здесь рассказывается, необходимо добавлять, предположительно, по предварительным данным, по сообщениям. Возможно, у Амри были сообщники — Лукаш — человек не мелкий, рост — 187 сантиметров, вес — 114 килограмм. Коллеги-транспортники говорят, что один человек с ним бы не справился просто так. В кабине Лукашу нанесли несколько ножевых ранений и ударов по голове. Можно предположить, что Амри не воспользовался пистолетом, чтобы не привлекать внимания в людном месте. Польский водитель, видимо, потерял сознание. Это было между 15 и 16 часами. В это время менеджер польской транспортной компании, которой принадлежала фура, зарегистрировал через систему дистанционного слежения две неудачных попытки завести фуру. Позже дистанционный контроль показал, что грузовик едет, но ведут его непрофессионально, с перегазовкой. После семи вечера фура на большой скорости ехала в направлении рождественского рынка в Берлине. Уже на площади машина выключила огни и на полном ходу врезалась в праздничную толпу, заполнявшую площадь.
Очевидцы заметили еще вот что: через несколько мгновений после того, как фура резко свернула с дороги прямо на людей, она дернулась и свернула в противоположную от рынка сторону, обратно на дорогу. Следователи предполагают, что оглушенный Урбан в этот момент очнулся, схватился за руль и вывернул машину на дорогу. Видимо, в этот момент Амри и застрелил его в упор, уже не опасаясь шума. Но подвиг польского шофера (опять же: если вся картина событий подтвердится) предотвратил еще больше жертв. В результате похожего теракта в Ницце 14 июля этого года под колесами грузовика террориста (тоже из Туниса) 86 человек погибли и 434 были ранены.
Из последующего известно, что ему удалось скрыться. Кто-то из свидетелей преследовал его, на бегу переговариваясь с полицией, но потерял в толпе. Далее Амри проследовал из Германии через всю Францию, несмотря на чрезвычайное положение в стране, в Италию и там был убит в перестрелке с полицией.
Среди многочисленных откликов на берлинскую трагедию привлекает сегодня одна. Английский шофер Дейв Данкан, также дальнобойщик, из городка Отли (в черте большого Лидса в Западном Йоркшире) по собственному почину учредил мемориальную интернет-страницу пожертвований в пользу семьи Урбана. В первый же день она собрала 45 тысяч фунтов (3,37 млн рублей). Сейчас, когда я передаю эту колонку, сумма пожертвований превысила 122 тысячи фунтов, то есть более 9 млн рублей. Пожертвования продолжают поступать — из Англии, Польши, других стран. В основном небольшими суммами, от 5 до 20 фунтов, что говорит — у самых обычных людей события вызвали глубокое сочувствие и желание хоть что-то сделать. Сам Дейв говорит: «Я не знал Лукаша, и никакими деньгами его не вернуть, но надеюсь, что это поможет семье сделать все, что в таких случаях приходится делать.
Сейчас, перед праздниками у нас бесконечные встречи с друзьями, застолья. Настроение рождественское, но разговоры то и дело возвращаются к событиям этого года — «Брекзит», Трамп, Ле Пен, Сирия, терроризм. Спорим с англичанами до бесконечности, всплывает иногда и пресловутый «польский сантехник». И в Англии, и во Франции, и в других странах ЕС польские иммигранты и трудовые мигранты заметны повсюду. Иных они раздражают своим умением повсюду адаптироваться и трудолюбием. По их поводу такие кипятятся: «Приезжают тут со своей трудовой этикой и портят нам все!» Заспорили как-то на днях, можно ли называть западное Рождество «католическим»? А как же протестанты? Пришлось подколоть: «Ну вот есть «протестантская трудовая этика», а есть ли «католическая трудовая этика»? «Это что еще, такого нет в природе», — отвечают! — Посмотрите на французов, католики, работать не умею!» Говорю: «А как же поляки?» «Поляки-поляки — это другое!». Ну как тут переспоришь?
Да, споры вокруг «Брекзита» и всего другого неожиданного и трагического в уходящем году раскололи людей по самое не могу. Лидс, кстати, единственный из городов Западного Йоркшира, проголосовал против «Брекзита», все остальные — за. Но и там было почти половина на половину — 50,3% против, 49,7% за выход из ЕС. Может, это и не имело значение в решении британского водилы Дейва помочь такому же, как и он шоферу-поляку Лукашу. Мне ясно одно: несмотря на все споры и расхождения, в людях остается много добра и готовности помогать друг другу. И в этом, наверное, главная предрождественская надежда на лучшее, на то, что терроризм, каким бы цветом он ни прикрывался, не победит нас.