«Опальные» препараты. В России назревает «корвалольный бунт»?
Спиртосодержащие лекарства будут продавать только по рецептам, сообщил Александр Хлопонин. Может ли эта мера решить проблему отравлений метиловым спиртом?
Читать на полной версииИнформация о выходе массового отравления алкогольными суррогатами за пределы Иркутска не подтвердилась. Ранее сообщалось о том, что в Братске на севере региона госпитализировали первого пострадавшего от отравления метанолом. Однако в пресс-службе мэрии города сказали, что мужчина употреблял обычный алкоголь, его жизни ничего не угрожает. «Медики установили, что речь идет о бытовом запое. Мужчина на фоне происходящего в Иркутске испугался последствий и вызвал «скорую помощь», — уточнили в администрации города. Ранее все отравившиеся поступали из одного района Иркутска. Число погибших выросло до 74 человек, в больницах остаются более 30 человек.
Валокордин и настойка боярышника будут продаваться в аптечной сети по рецепту врача, заявил вице-премьер Александр Хлопонин в интервью каналу «Россия 24». Чиновник пообещал, что очередей не возникнет, а цены на эти препараты не увеличатся. В поликлиниках готовятся к наплыву возмущенных пенсионеров, но многие врачи одобряют введение рецептов на спиртосодержащие жидкости.
Среди прочего Хлопонин предложил расфасовывать настойки и другие спиртосодержащие препараты в пузырьки минимального объема. В этом случае акциз на такие препараты останется нулевым. Продукцию, разлитую во флаконы большего объема и продающуюся не через аптеку, по словам вице-премьера, нужно обложить сбором по соответствующей ставке.
Приведенный Хлопониным в качестве примера валокордин вызывает вопросы. Капли, которые и так стоят от 150 рублей за 20 миллилитров, не пьют малообеспеченные слои населения, при этом флакончик валокордина или корвалола есть, наверное, в каждой домашней аптечке страны. Восемь лет назад, когда власти уже пытались ввести рецепты на такие препараты, узнавшие об этом жители Петербурга устроили «корвалольный бунт». Как писали СМИ, люди ящиками сметали «опальные» препараты.
Пенсионеры опасались очередей за рецептами, а они, как говорят сегодня врачи, возникнут, и кто-то, реально нуждающийся в помощи, не получит ее оперативно из-за ажиотажного спроса на корвалол. При этом медики отмечают, что у инициативы Хлопонина больше плюсов, чем минусов. Пока все говорят о спирте, многие забывают о наркотике, на который «подсели» многие российские пенсионеры, продолжает кандидат медицинских наук, терапевт, кардиолог Ярослав Ашихмин.
Ярослав Ашихмин кандидат медицинских наук, терапевт, кардиолог «Что касается пожилых людей, которые любят принимать различные спиртосодержащие капли в небольших количествах, во-первых, эти капли небезопасны, потому что содержат фенобарбитал. Рекламу делать этим средствам не буду. Очень не плохо, если законодательно применение этих всем известных препаратов, успокоительных капель, будет ограничено. Я вас уверяю, что их можно заменить куда более безопасными лекарственными средствами, не содержащими спирт».
Фармацевтов и медиков, однако, удивляет то, что после трагедии в Иркутске власти взялись именно за товары, продающиеся в аптеках. Да, все знают, что настойку боярышника пьют вместо водки, но это хотя бы заводской продукт, произведенный под строжайшим контролем из этилового спирта, а в Иркутске люди отравились метиловым, напоминает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC Pharma «Почему-то все предложения, регуляторные инициативы, которые мы сейчас слышим, касаются прежде всего аптек. Никто почему-то не говорит о том, что в стране существует проблема оборота метилового спирта, который практически свободно сейчас обращается. Там очень много законодательных дыр. С этой стороны проблемы никто почему-то заходить не хочет. Это вызывает большую тревогу».
Иркутские журналисты говорят о том, что жертвами отравления стали не только люди, употреблявшие концентрат для ванн, но погибли и жители более благополучного района, купившие поддельную водку. С точки зрения борьбы государства за жизнь граждан эта новость в корне меняет ситуацию, но на федеральном уровне по-прежнему почему-то говорят только о «Боярышнике». Как позже сообщил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах региона, судебное вскрытие показало, что мужчина, который якобы скончался от употребления водки, умер от сердечного приступа.
Вице-премьер Хлопонин пока не видит необходимости вести разговор о значительном снижении акциза на алкоголь. По его словам, этот товар нельзя делать доступным. Чиновника можно понять: сделай власти водку дешевой — они тут же получат обвинения в том, что спаивают свой же народ, но если просто сделать лекарственные настойки дороже и более труднодоступными, часть того же народа пойдет из аптек в гаражи, которые после очередного Иркутска, наверное, тоже начнут запрещать.