Очередное решение суда о сносе дома в Подмосковье, и опять по иску «Газпром трансгаз Москва». На этот раз в СНТ «Аксеново». Почему иски предъявляются собственникам домов и дач, а не местным администрациям, и можно ли как-то этому противостоять?

«Дом находится в охранной зоне магистрального газопровода, построен незаконно, а значит, подлежит сносу, причем за свой счет». Это уже стандартное объяснение всех решений судов по делам о сносе домов и дач, истцом по которым выступает «дочка» «Газпрома». На этот раз жертвой стал один из домов в СНТ «Аксеново». Зарегистрирован он был, как и почти все остальные дачи, в этом товариществе в 2009 году. Есть свидетельство о собственности, дом поставлен на кадастровый учет. Александра Евдокимова пыталась объяснить суду, что ее дом построен в соответствии со всеми выданными разрешениями. Но фемида ее не услышала.

Александра Евдокимова собственница дома «Наша вина не доказана. Я вообще не понимаю, зачем устраиваются вот эти вот судилища, когда у нас нет никакой возможности защищаться, кроме как представив документы государственной регистрации. Нас просто заставляют уничтожить наше имущество, вот и все. Никаких уведомлений никогда в жизни я от них не получала: ни одного документа у судьи о том, что конкретно меня предупредили о том, что я нахожусь в охранной зоне. Таких документов не было, ни одного. Меня, понимаете, больше всего угнетает, что вот это решение суда может быть по любому поводу: завтра придут и разрушат мою квартиру или квартиру моих детей. Я теперь сомневаюсь вообще в правильности государственного устройства. Вот, в чем ужас».

Но суд не интересуется правами ответчика. Дом находится в охранной зоне, а значит, подлежит сносу, говорит адвокат Евдокимовой Дмитрий Михалевич.

Дмитрий Михалевич адвокат «Никто не пытается оспорить документы на землю, документы на дома. При этом «Газпром» считает, что применение вот этой вот санкции в виде сноса, не является наказанием каким-то, это не является мерой принуждения или еще чем-то. Это просто выполнение требований безопасности и все. Поэтому они считают, что и вину никакую устанавливать не надо, то есть вполне хватает того факта, что вот есть строение в зонах с особым условием использования территории».

В «Газпром трансгаз Москва» и не отрицают, что свои доводы основывают именно на этом. Этим же объясняется и то, что иски предъявляются собственникам домов, а не властям, выдавшим все разрешительные документы. Впрочем, они привлекаются в качестве третьих лиц, пояснил Business FM официальный представитель «Газпром трансгаз Москва» Константин Мисяутов.

Константин Мисяутов официальный представитель «Газпром трансгаз Москва» «Мы выявляем нарушения именно по конкретному факту дома или сооружения, которое нарушает охранную зону или зону минимально допустимых расстояний. В некоторых случаях, и, как правило, это 99%, администрация привлекается для решения правомерности спора между нами и владельцами этого имущества. Соответственно, мы не обращаемся к администрации, потому что мы не всегда можем быть уверены, что надлежащий ответчик — это именно администрация, это можно установить только в судебном разбирательстве. Именно поэтому наш иск адресован конкретному владельцу».

А вот если владелец недвижимости хочет получить какую-либо компенсацию, то, по логике, он должен обращаться непосредственно к тому, кто ему регистрировал право собственности. Но и это сделать возможно только при выданном разрешении на строительство, говорит общественный защитник Виктор Савушкин. Иначе суд не признает правомерность постройки.

Виктор Савушкин общественный защитник «Да, газотранспортные организации, они привлекают в качестве третьих лиц, при этом никаких требований к ним не звучит. По самому «Аксеново», там был проект застройки согласованный и они в суде очень так прям охотно, настойчиво твердили нам: «Ребят, ну идите с исками к администрации. Типа администрация вам дала добро на строительство, а строить там, типа, было нельзя, вот идите для того, чтобы там потом с них взыскать компенсацию, убытки и все прочее». Просто в некоторых случаях, допустим, в том же Подольске, администрация привлечена, но проекта застройки не было. Совершенно толку никакого нету, если не сохранился проект застройки, а недвижимость зарегистрирована, то фактически свидетельство о собственности, по мнению судов, это ни о чем, и компенсировать гражданам никто убытки не собирается».

Получается замкнутый круг: трубопроводы есть, охранные зоны есть, а отвечающих за то, что дома построены в непосредственной близости от них, нет. Вернее, крайними оказываются сами собственники. И их право тут ни при чем. Хотя для многих их дачи — это вся жизнь. А ведь кто-то сказал, что «мечты сбываются».