Россия может стать первой страной со специальным законодательством о роботах. О разработке подобного пакета законов сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на соучередителя MailRu Group и основателя инвестфонда Grishin Robotic Дмитрия Гришина. IT-предприниматель рассказал изданию, что совместно с юристом Виктором Наумовым создал первую в мире концепцию всеобъемлющего закона о робототехнике. Разработчики уже направили проект в ведущие юридические институты страны, в том числе МГУ, СПБГУ, МГЮА и другие, а в дальнейшем надеются добиться изменений в Гражданском кодексе.

«Не вредить человеку, повиноваться приказам, защищать себя» — знаменитые три закона робототехники Айзека Азимова. Важен не только смысл, но и порядок: первичность любого другого пункта кроме «не навреди» теоретически может привести к классическому робо-апокалипсису. Но фантаст имел в виду машины с искусственным интеллектом, способные к почти автономной деятельности. Разве на нынешнем этапе роботы представляют угрозу для человека, а значит создают необходимость регулирования? На этот вопрос отвечает сооснователь и CEO «Экзороботикс» Екатерина Березий

Екатерина Березий сооснователь и генеральный директор «Экзороботикс» «Прецеденты, когда роботы выходили из-под контроля, уже есть. Я помню историю с Promobot, который в Перми сбежал и выехал на проезжую часть. Это история весьма показательная — роботы действительно могут совершать действия не очень предсказуемые. Вопрос ответственности в этот момент, безусловно, возникает. Неправильное использование тех или иных роботов может нанести вред. Например, когда младенец ползает по полу и там же ездит робот-пылесос, младенец с ним начинает играть, засовывает туда руки, то может быть совершен какой-то вред. Поэтому, в конечном итоге нужно будет определить сущность робота и кто несет ответственность за его действия».

Соответственно, встает вопрос — если вашего хомяка поглотил робот-пылесос, кто виноват: создатель устройства или вы сами? Первым человеком, погибшим от рук робота, стал в 1979 году работник американского завода Ford Роберт Уильямс. Инженер полез чинить неисправного робота на конвейере, получил удар по голове«рукой» машины и умер на месте. Тогда семья отсудила у производителя робота 15 млн долларов по закону о безопасности на производстве, но распространение роботов требует более комплексного решения.

Пока речь не идет о так называемом истинном искусственном интеллекте, выработать юридическую сущность для роботов можно по образу и подобию существующих правовых конструкций. Такой позиции придерживается соавтор концепции закона о роботах, управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons — одной из крупнейших юридических фирм в мире — Виктор Наумов

Виктор Наумов управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons «Право на протяжении тысячелетий отставало от прогресса. Если еще в XIX веке это было допустимо, то сейчас это означает, что возникает очень тяжелый и опасный разрыв. Прямых ответов для таких сложных устройств, когда они уже являются автономными, в законодательстве нет. Это, конечно, не ближайшие перспективы, это не требования поправок мгновенных в законодательство, но осознавать то, что скоро у нас будет не только человек, но и кто-то еще, необходимо. Кстати, человечество уже привыкло к таким вещам — мы с вами работаем и взаимодействуем с огромным количеством юридических лиц. Юридические лица — это фикция, но они активные участники отношений. То же самое с роботами. Робот — он умный, он действует в рамках какого-то общего указания, как действует юрлицо, которое собственник направил в какую-то сторону, и дальше на до решать: это автономное устройство — объект/субъект — осуществляет ли какие-то взаимодействия со средой».

По данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники, плотность промышленной роботизации в России пока в 70 раз ниже, чем в среднем по миру — в прошлом году в нашей стране на 10 тысяч работников приходился всего один робот. Тем не менее, глобальный взрыв робототехники считается одним из самых ожидаемых событий ближайших десятилетий. А в век роботов лучше вступать с уже подготовленной правовой базой, чтобы не повторилась история с расцветом интернета: миллиарды людей подключены к сети, а отсутствие международных норм уже грозит стать причиной первой мировой кибервойны.