ОБНОВЛЕНО 17:05

В этом году система сборов платы за проезд по федеральным трассам с дальнобойщиков должна принести в федеральный дорожный фонд примерно 20 млрд рублей. Об этом ранее говорил министр транспорта Максим Соколов, напоминают «Ведомости». Однако, по данным за полмесяца до конца года, недобор до итоговой суммы составляет почти 2 млрд.

Вот как прокомментировал такое расхождение Олег Кириллов, представитель компании — оператора «Платона» «РТ-Инвест Транспортные системы»:

Олег Кириллов представитель компании — оператора «Платона» «РТ-Инвест Транспортные системы» «Сумма собранных средств с помощью государственной системы «Платон» полностью соответствует прогнозам при условии действия льготного тарифа. Учитывая статистику ежедневных поступлений, до конца текущего года она превысит 19 млрд рублей, при этом необходимо учитывать факт предоставления российским грузоперевозчикам пост-оплаты, которая позволяет вносить плату за пройденный километраж, в декабре 2016 года до конца января 2017 года. На сегодняшний день размер дебиторской задолженности за текущий месяц составляет более 900 млн рублей».

В то же время участники рынка грузоперевозок говорят, что недобор средств в «Платоне» все-таки есть, и причина не в постоплате проезда. Вот какое объяснение у директора по операциям компании FM Logistic Александра Павлова:

Александр Павлов директор по операциям компании FM Logistic «Здесь самая первая причина — низкая эффективность контроля за собираемостью этих денег. Низкая эффективность со стороны контролирующих органов, контроля именно за оплатой. Есть перевозчики, которые устанавливают устройство. Согласно этим устройствам-транспондерам платят: покупают разовые карты или авансируют, имея деньги на лицевом счете. Есть перевозчики — и таких больше, — которые либо не ставят устройства, либо не платят, и сейчас они подвергаются каким-то санкциям за это только в случае, если их поймали. Сейчас рамок чуть меньше, насколько я помню, 190 с чем-то. Изначально было заявлено, что для полного покрытия и эффективной системы контроля должно быть больше 400 — около 500. Сейчас это не так, поэтому есть очень большая география, где можно ездить, нарушая и не боясь штрафов. Поэтому говорить о том, что для поднятия собираемости денег нужно просто увеличить тариф… это просто мера, которая будет направлена только на тех, кто сейчас платит; кто не платит, тот и не будет платить, соответственно, это несправедливо, это неравномерное распределение нагрузки на всех участников этого бизнеса. Как нам кажется, это не верно».

Дальнобойщик, частный предприниматель Юрий Бубнов — в числе тех, кто не платит сборы. Вот что он сказал Business FM:

Юрий Бубнов частный предприниматель «На данный момент перевозчики поступают двумя способами. Одни вообще не регистрируются и не платят, ездят и не платят — это такие как я, допустим, и есть такие, которые зарегистрировались в системе, получили прибор, но тоже не платят. Основные претензии по самой этой системе: в обосновании ведения статьи закона, когда принимался этот закон по «Платону», не было ничего сказано, зачем вообще вводится эта статья. То есть потом научные якобы, псевдонаучные исследования и доказательства приводились, что один грузовик портит дорогу как 60 тысяч легковых автомобилей, как я уже говорил в Общественной плате, потом эта цифра изменилась каким-то странным образом: 50 тысяч, потом 40 тысяч, потом 16 тысяч. Последнее заявление министра транспорта было — 16 тысяч легковых автомобилей. То есть, на мой взгляд и на взгляд моих товарищей, которые занимаются этой проблемой, никакого исследования вообще не проводилось. Соответственно, никакого научного обоснования введению данной системы не было».

По сообщению представителя оператора «Платона», в настоящий момент по всей стране в системе задействовано около 200 конструкций стационарного контроля и 100 машин мобильного контроля. К середине следующего года число стационарных рамок увеличится до 500. Штраф за неуплату сбора по системе «Платон» составляет 5 тысяч рублей за первое нарушение и 10 тысяч за повторное.