ОБНОВЛЕНО 14:04

Американский президент Барак Обама в интервью радио NPR дал прямое обещание принять ответные меры в отношении России в киберпространстве. Политик заявил, что ответные удары могут быть как явными, так и тайными.

Барак Обама президент Соединенных Штатов Америки «На мой взгляд, нет сомнений в том, что когда любое иностранное государство пытается повлиять на чистоту наших выборов, мы должны принимать меры. И мы сделаем это, когда и как сочтем нужным. Некоторые наши действия могут быть явными и публичными, некоторые могут и не быть таковыми. Владимиру Путину прекрасно известно о моей позиции по этому вопросу, поскольку я лично сообщил ему об этом».

Ранее аналогичное многозначительное заявление сделал и пресс-секретарь Белого дома. «Возможно, в будущем мы достигнем момента, когда будем готовы заявить о том, что кибератаки проводятся, будут проведены или уже были проведены», сказал Джош Эрнест. Представитель Администрации Обамы также сделал очередной выпад в отношении Дональда Трампа. По его словам, избранный президент еще во время предвыборной кампании знал о российских кибератаках и явно понимал, что они играют ему на руку. Трамп в ответ назвал Эрнеста «глупым парнем».

В Кремле ситуацию с продолжающимися обвинениями России в кибератаках на США сочли непристойной. С такой позицией по американским обвинениям в отношении Москвы выступил Дмитрий Песков. «Нужно или прекратить об этом говорить, или привести наконец-то какие-то доказательства. А иначе это выглядит уже весьма непристойно», — приводит слова пресс-секретаря российского президента ТАСС.

Ужесточение американской риторики на эту тему происходит за несколько дней до голосования выборщиков, назначенного на следующий понедельник — процедура должна формально подтвердить избрание Трампа. Некоторые сторонники Клинтон надеются на партийное предательство части выборщиков, что может отнять победу у республиканца. Такое развитие событий считается крайне маловероятным, но возможным, говорит главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев.

Владимир Васильев главный научный сотрудник Института США и Канады РАН «То, что было 8 ноября — это, можно сказать, не избрание президента, это народ рекомендовал Трампа избрать как президента, а избирать его будут 19 декабря выборщики. Когда коллегия выборщиков создавалась в конце XVIII века, США боролись за свою независимость. Коллегию выборщиков создали для того, чтобы воспрепятствовать влиянию иностранных государств на суверенный выбор американского народа. Естественно, что за 200 с лишним лет это забыли, но сейчас об этом вспомнили. На сегодняшний день, по неофициальным данным, не менее 20 выборщиков Республиканской партии готовы отказаться от поддержки Трампа. А чтобы Трамп не набрал этих голосов, нужно, чтобы был бунт 37 выборщиков. Соответственно, в Америке может возникнуть эта беспрецедентная ситуация этого кризиса. Как они себя поведут в ситуации подобного рода давления, сказать невозможно».

Помощник российского президента Юрий Ушаков подтвердил, что Обама и Путин говорили на эту тему на саммите G20 в сентябре. «Был разговор тет-а-тет, эта тема затрагивалась, причем с нашей стороны был дан очень четкий ответ, который, может быть, не вписывался в то, что нам пытался объяснить Обама», — сообщил чиновник. Каковы могут быть масштабы ответной кибератаки США?

Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «Надо понимать, что вообще сам Интернет зародился в США. Американцы могут просто-напросто взять, что называется, опустить рубильник, и многие наши домены перестанут работать. Во-вторых, Америка обладает одной из самых серьезных киберармий в мире, на которую тратятся огромные миллиарды, естественно, она просто так штаны свои не просиживает. Там достаточно много специалистов, которые могут выступать как не только обороняющая сторона, но так и обороняющаяся. Любая армия изучает и методы нападения, а методы нападения сродни хакерским приемам, то есть это хакерские атаки, это взломы, проникновения, DDоS-атаки. К сожалению, пока в России нет кибервойск, многие структуры борются между собой за право организовать такие войска. В МВД есть управление «К», у ФСБ есть специалисты, у министерства обороны. Но мы видим, что они действуют разрозненно, нет системного, интегрирующего центра, который мог бы управлять этой инфраструктурой. Не знаю, насколько сейчас это сдвинулось с места в России, но так или иначе, разговоры об этом ведутся».

Факт российских кибератак считают неоспоримыми все американские разведывательные агентства, однако ФБР ранее выразила сомнения в том, что целью Москвы была именно победа Трампа. Российские власти назвали обвинения чушью, а сам Трамп счел их смехотворными.