Жертвы сирийского конфликта: кто виноват и что делать. Комментарий Георгия Бовта
Срыв режима прекращения огня в районе сирийского Алеппо спровоцировал бурную реакцию в мировых СМИ. Как долго это продлится, каким образом повлияет на имидж России?
Читать на полной версииЕсли российское телевидение и другие СМИ рассказывают и показывают, как жители практически уже полностью освобожденной восточной части Алеппо выходят в зоны, контролируемые правительственными войсками, то у значительной части СМИ на Западе совсем другая оценка. И формируется она не столько под воздействием реально происходящих в данном регионе событий, сколько под влиянием других соображений, одно из которых — страшная досада от того, что режим Башара Асада, взяв под контроль второй крупнейший город страны, добился в ходе гражданской войны, по сути, коренного перелома в свою пользу, даже несмотря на падение под ударами исламистов ранее освобожденной Пальмиры.
Тех, кто описывают в драматических тонах срыв режима прекращения огня, даже не очень интересуют детали, почему это произошло, кто в этом виноват и что делать дальше. Лишь некоторые источники указывают на то, что поводом для возобновления боев якобы стало «ужесточение требований к повстанцам» со стороны Ирана и отправленных им в район Алеппо в поддержку Асада шиитских формирований, а также ливанской группировки «Хезболла». В чем же состояло это «ужесточение требований» к исламистам, которым были готовы предоставить гуманитарные коридоры для выхода в Идлиб и другие контролируемые еще ими районы, причем вместе с семьями и легким вооружением? А в том, что персы потребовали выдать им тела погибших, раненых, а также пленных и заложников, остающихся в руках исламистов в Алеппо и вне его. Но разбираться в этих тонкостях, разумеется, никто не хочет. Главными злодеями предстают Асад и поддерживающая его Россия. В знак солидарности с их «невинными жертвами» даже уже проводится акция по траурному затемнению Эйфелевой башни в Париже. Прямо как в память жертв парижских терактов в свое время.
Прежде чем ответить самим себе, как относиться к тому, что из нас лепят образ варваров и организаторов чуть ли не геноцида, надо понять все-таки механизм появления таких публикаций и репортажей. Разумеется, есть общий негативный настрой по отношению к тому, что делает Россия в Сирии. Он еще более усиливается обидой уходящей, например, администрации США. Госсекретарь Джон Керри делает отчаянные попытки спасти «линию Обамы» в Сирии и вместе с ней остатки так называемой «умеренной сирийской оппозиции», которую только что наряду с влившимися в ее ряды исламистами из «ан-Нусры» и разгромили в Алеппо. По каковому поводу, в частности, также опечалены и в Турции, поскольку Сирийская свободная армия была и остается главным клиентом Анкары в Сирии. Однако Москва в такой ситуации уже не считает нужным о чем-либо конкретном договариваться с администрацией Обамы, что по-своему логично. Зачем договариваться с теми, кто через месяц уйдет в отставку? Поэтому и представителя США в ООН Саманту Пауэр уже можно назвать тем, кем давно хотелось, а именно «матерью Терезой» в кавычках, и про Керри с «бесплодными посиделками» тоже можно сказать ровно так, как накипело.
Ну а в ответ разные «дипломатические источники» наверняка раздают нелицеприятные для России комментарии знакомым журналистам из разных пулов, где излагают свою картину событий. И в этой картине Россия — именно исчадие ада и «убийца детей Алеппо». Хотя даже источники в самой «сирийской оппозиции» не называют никаких ужасающих цифр потерь среди мирного населения. Самая крупная промелькнувшая цифра числа жертв — шесть. Шесть человек погибли после нарушения режима прекращения огня.
Кроме того, в значительной мере информационную повестку на Западе формируют сейчас те, кто выходит на улицы с демонстрациями протеста. Эти люди и организации близки идейно и организационно к тем, кого разгромили в Алеппо. Они просто ведут бой на другом фронте. Они ненавидят Асада, эмигрировали на Запад, и этим людям надо на что-то жить. Часть из них протестует искренне, часть же, что неизбежно, являются «профессиональными оппозиционерами», пользуясь в том числе поддержкой тех сил, которые стоят за и исламистами в самой Сирии, в основном, суннитских монархий Персидского залива во главе с Катаром и Саудовской Аравией, а применительно к Сирийской Свободной Армии и близким ей силам это Турция. Так что, на самом деле драматизм всего протеста, прежде чем пугаться ужасным имиджем, который лепят из российского вмешательства в Сирии, надо делить если не на десять, то как минимум на пять. Чем громче будет сейчас информационная кампания протеста, тем продуктивнее могут оказаться практические договоренности с теми, кто стоит за протестующими. Ну и да, поговорку насчет собаки, которая лает, и каравана, который идет, никто не отменял.