Из героев в изгои, или туманное будущее Савченко. Комментарий Георгия Бовта
Еще недавняя «героиня сопротивления агрессии» становится в глазах украинской элиты предателем и «агентом Кремля». Чем обернется для Савченко скандал по поводу переговоров с главами ДНР и ЛНР?
Читать на полной версииТайные переговоры, которые в Минске провела народный депутат Украины Надежда Савченко с лидерами самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким, вызвали нешуточный скандал на Украине. Юлия Тимошенко исключает ее из «Батькивщины», Олег Ляшко обвинил Савченко в госизмене, а украинские СМИ обсуждают пранк, который организовали местные журналисты. Надежда Савченко может стать крайне неприятной политической фигурой для украинской элиты, считает Георгий Бовт.
Надежда Савченко, еще недавно бывшая «героиней сопротивления агрессии», чьего освобождения из российского плена добивалась чуть ли не вся украинская политическая элита, апеллируя к «просвещенной Европе», сегодня превратилась в «агента Кремля» и предательницу «молодой европейской демократии». Партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко объявила об исключении Савченко из своих рядов, звучат призывы отозвать ее из Парламентской ассамблеи Совета Европы, и ко всему прочему ее допрашивала Служба безопасности Украины. Бурлеск непримиримости, помешанной на недоговороспособности украинской политической тусовки, способен низвергнуть, кажется, любого героя, причем практически мгновенно. Кажется, всякая рассудительная политическая стратегия отступила перед эмоциями.
А всего-навсего, что проделала странноватая Савченко, слетав в Минск на встречу с Плотницким и Захарченко, так это попыталась продвинуть вперед минский процесс урегулирования на востоке Украины, который уперся в нежелание официального Киева выполнять свою часть работы, о чем неустанно напоминают Меркель и Олланд, в том числе вести прямые переговоры с лидерами ополченцев, которых следует, согласно минским соглашениям, еще и амнистировать. В частности, Савченко говорила с лидерами ДНР и ЛНР об обмене пленными, ведь даже этот пункт соглашений до сих пор не выполнен. Если те силы, которые стоят за ополченцами востока Украины, сочтут возможным вручить теперь успех осуществления обмена пленными именно такой фигуре, как Савченко, то многим статусным украинским политикам останется лишь скрежетать зубами от зависти, наблюдая, как надувается фигура нового самостоятельного игрока в украинской политике, которого если не удастся быстро нейтрализовать, то придется с ним договариваться, причем еще непонятно на каких условиях.
При этом Савченко, действуя, скорее всего, чисто интуитивно, выступает объективно в уже проявившем себя во многих странах стиле политика антиистеблишмента. Она выглядит вполне искренней, даже если это искренность фанатички или, скажем мягче, особы экзальтированной. В ней заведомо не просматривается расчета, даже если он и присутствует внутри. Она говорит весьма простые и очевидные вещи, которые в настоящий момент в официальной украинской политической среде объявлены неполиткорректной ересью. Но ведь именно эту ересь разделяют многие простые обыватели, которые не видят своего выразителя интересов в политиках, одетых в дорогие костюмы. К тому же они почти все воры, а уж в чем точно пока нельзя заподозрить Савченко, так это в корысти и коррупции. Она являет собой адскую смесь «бандеровки» и Жанны д’Арк и может стать для Украины одновременно и «Брекзитом», и Трампом в одном лице. Как говорится, какая политика, такой и Трамп.
Если бы у украинского правящего политического класса помимо гонора и алчной жажды власти присутствовало в должной мере чувство самосохранения и рассудительности, то надо было бы постараться побыстрее инкорпорировать все те вполне разумные вещи, которые говорит и делает Савченко, в свои политические платформы. В частности, признать, что с мятежным Донбассом все равно придется договариваться — на Луну он не улетит, а также что обмен пленными — это вполне очевидная гуманитарная акция и работает на политическую карму того, кто таких вещей добивается. То, что сегодня на Украине такие довольно простые вещи произносит и пытается осуществить человек, который кажется в чем-то не от мира сего, лишь подчеркивает то прискорбное обстоятельство, что основная масса нынешних украинских политиков, стоящих у власти, еще менее вменяема.