Контрнаступление «Исламского государства» под Пальмирой продолжается. По данным агрегатора тактической информации о сирийском конфликте LiveUAMap, повстанцы оттеснили силы Башара Асада уже на 50 километров от города. Правительственные войска держат оборону в районе военной базы Т-4 к западу от Пальмиры. В случае потери базы противники режима получат возможность продолжить движение в сторону пригородов Хомса и границы с Ливаном.

В Госдепартаменте США, кстати, пока не смогли подтвердить информацию о взятии Пальмиры боевиками ИГ, но для российского военного командования эта информация очевидна. Сирийские правительственные воска бежали из города — по некоторым данным, в руки террористов попала часть бронетехники, в том числе танки российского производства.

Сирийская армия выбила террористов из Пальмиры за две недели, реванш длился сутки. Боевики воспользовались паузой в ударах международной коалиции по Ракке и собрали «кулак», пятитысячную группировку против двух сирийских батальонов. Глава МИД России Сергей Лавров заподозрил в этом срежиссированную акцию.

Удар по Пальмире отвлечет внимание Асада от восточного Алеппо и даст передышку «оппозиции». Как версия — по сути, сирийцы недооценили «Исламское государство»: знали о приостановке боев в Ракке и не усилили разведку. Теперь отбивать город некем. Все силы в Алеппо, и его бросать нельзя. Российские ВКС не бьют по жилым кварталам, рассчитывать на Москву Асад не сможет. Мобилизовать некого. Сирийцы устали от войны, говорит руководитель агентства ANNA-News Марат Мусин.

Марат Мусин руководитель агентства ANNA-News «Сирийская армия трусов не расстреливает, а зря. Мы эту страну отвоевать не можем. Откуда взять пехоту? Там меньше 1% от плана призыва, где-то 0,9%. Особо там воевать никто не рвется. Наступает апатия. Слишком долго воюет Сирия, шестой год».

Освобождение Пальмиры весной этого года было знаковым событием. В античном театре играл оркестр Мариинки. Западные СМИ писали о «стратегической» победе Асада и Москвы, первом серьезном успехе правительственных войск. Потеря города создает угрозу режиму. Сторонники президента могут усомниться в его способности выиграть войну против террористов. В зачет Асаду, безусловно, пойдет освобождение Алеппо, но исправит ли это ситуацию?

Алексей Малашенко член научного совета московского Центра Карнеги «Я думаю, что Башар будет бороться до конца. Я не представляю, честно говоря, ситуации, при которой бы он сказал: «Все, я ухожу и мигрирую». Поэтому, да, безусловно, это пощечина Башару. Особенно если учесть, что фактически он подставил Россию, которая для освобождения Пальмиры проводила, в общем, очень солидные военно-воздушные операции, но выяснилось, что все это был паллиатив. Башар не тот человек, который возьмет да уйдет, еще и извинится. Думаю, что он будет бороться до конца».

Потеря Пальмиры втягивает Москву в новый виток сирийского конфликта. Закончить войну в восточном Алеппо уже не получится. Асад не в силах драться на два фронта даже при поддержке российских ВКС. Его армия устала. Переброска сил на линию ИГ приведет к приходу на уже освобожденные территории «Джебхат ан-Нусры» и оппозиции, в обратном случае «Исламское государство» — попытается развить успех и через Пальмиру продвинуться еще глубже в Сирию. Ситуация пата, которая создает угрозу развала страны. Если конечно, не начать политический процесс, но проблема в том, что начинать практически не с кем.

Согласно последним данным, сирийские войска взяли под контроль восточный Алеппо. В ООН выразили серьезную обеспокоенность ходом операции. Генсекретарь Пан Ги Мун сослался на сообщения местных гуманитарных организаций о массовых казнях — в том числе мирных жителей. Вместе с этим советник ооновского спецпосланника по Сирии Ян Эгеланн в своем сообщении в Twitter заявил без каких-либо доказательств, что жесткость в отношении гражданских лиц в Алеппо проявляют отряды ополчения, которые освобождают город от террористов. Ранее сообщалось, что правительственные войска и ополчение завершают зачистку города от боевиков террористических группировок.