ЦРУ против Дональда Трампа. Комментарий Георгия Бовта
По мнению разведывательного управления, русские хакеры взломали серверы демократов и обнародовали компромат на Клинтон. Удастся ли противникам Трампа довести дело до импичмента, как к обвинениям относится сам избранный президент США?
Читать на полной версииУходящая администрация Барака Обамы, ЦРУ и других ведомств, относящихся к разведывательному сообществу США, напрямую обвиняют Россию в том, что она вмешалась в предвыборную кампанию на стороне Дональда Трампа против Хиллари Клинтон и помогла ему выиграть выборы. Ситуацию комментирует Георгий Бовт.
Трамп еще не въехал в Белый дом, за него еще даже не проголосовала коллегия выборщиков — это произойдет лишь 19 декабря, а его не начавшееся правление уже ознаменовано громким скандалом — пока с непредсказуемыми последствиями. Получается, что он был избран благодаря тому, что русские хакеры взломали почтовые серверы демократической партии, обнародовали через «Викиликс» свидетельства весьма неприглядных методов ведения кампании со стороны Клинтон, а также высветили многие порочащие ее связи. Хакеры, как утверждает ЦРУ, якобы взломали и переписку республиканцев, но ничего порочащего эту партию и Трампа обнародовать не стали, чтобы не навредить кандидату, которого хотел видеть Кремль в Белом доме.
Именно это стало предметом устроенной на днях ЦРУ в числе аж 17 разведывательных организаций и агентств США закрытой презентации в Сенате США. Неизвестно, назывались ли какие-либо конкретные фамилии и российские структуры, обвиняемые в организации хакерских атак. Однако американские СМИ, продолжающие в массе своей нападать на Трампа, как они делали в ходе всей предвыборной кампании, упоминали аббревиатуры ФСБ и ГРУ. И якобы сенаторам разведчики доложили, что у них есть некие «явные доказательства».
Однако в существовании прямых и явных улик есть как раз большие сомнения, ведь подобные обвинения со стороны демократов звучали и до выборов 8 ноября. Так, еще 7 октября ведомство Национальной разведки, возглавляемое Джеймсом Клаппером, заявило, что «американское разведывательное сообщество уверено, что российское правительство направляло кампанию компроментации электронной переписки ряда организаций и граждан США, в том числе политических организаций». Однако никаких прямых доказательств предъявлено не было. И еще до выборов директор ФБР Джеймс Коми завил, что он не уверен, что за хакерскими атаками стоят именно государственные российские структуры, посему воздержался бы от таких обвинений. Кстати, за борьбу с киберпреступностью на территории США отвечает именно ФБР, а не ЦРУ.
В этой связи нынешняя кампания выглядит как чисто партийная месть демократов республиканцам с целью, в том числе, внести раскол в ряды последних. Сам Трамп высмеивает подобные попытки, отмечая, что их предпринимают примерно те же люди, которые в свое время кричали о наличии у Саддама Хусейна химического оружия, что стало поводом для вторжения в Ирак. Его скепсис поддерживают многие в рядах республиканцев, настаивающие, в частности, что никакого взлома почтовых серверов их партии не было. Даже Джон Болтон, бывший представитель США в ООН, которого прочили в госсекретари, а сейчас только в заместители, один из жестких оппонентов России в свое время, счел нужным заметить, что все эти «презентации» в Сенате могут быть не чем иным, как провокацией.
Однако часть республиканцев по-прежнему с Трампом «на ножах». И, например, такие видные сенаторы, как Джон Маккейн или Линдси Грэм склонны отнестись к обвинениям серьезно и поддерживают идею учредить специальный сенатский комитет по расследованию этой истории.
Представить, что подобные обвинения повлияют на голосование коллегии выборщиков 19 декабря (а у Трампа солидный перевес по голосам против Клинтон) практически невозможно. Теоретически этот вариант возможен, однако он близок к катастрофическому для американской политической системы, так что даже демократам лучше придерживаться версии, что хакерские атаки были, но не оказали решающего влияние на исход голосования.
В то же время, провоцируя раскол среди республиканцев, администрация Обамы, помимо еще и банальной прощальной мести Москве, может максимально осложнить жизнь новому президенту. В частности, спровоцировать сопротивление в Сенате утверждению целого ряда членов администрации Трампа — прежде всего, связанных с внешней и оборонной политикой. Достаточно будет теперь налепить на того или иного кандидата ярлык потенциального «агента Кремля» — и его завалят. Наибольшие проблемы, в частности, может встретить утверждение кандидатуры госсекретаря. Им Трамп вроде собирается назначить Рекса Тиллерстоуна, главу корпорации «Экксон», про которого говорят, что у него «хорошие связи с Путиным». Чтобы торпедировать его кандидатуру в Сенате, при нынешнем раскладе голосов демократам достаточно будет склонить на свою сторону всего трех сенаторов от республиканцев. И Тиллерстоуна не утвердят. Так что Обама «мстит» не просто так, а с расчетом.
Ну а Трампу, если он хочет просидеть в Белом доме все четыре отпущенных ему года, а не нарваться на импичмент, надо бы начать свое правление с большой чистки. Начиная с того самого разведывательного сообщества, которое его столь солидарно атакует. Далее уже просматривается и первое соглашение с Москвой — о ненападении и ограничении, так сказать, гонки вооружений в киберпространстве — на всякий случай.