«Неизбежная дополнительная нагрузка»: новые выпускные экзамены уже этой весной
В 2017 году одиннадцатиклассников проверят по пяти предметам с помощью нового вида работ. Как уверяют в Минобрнауки, оценка не будет влиять на аттестат. Для чего же тогда ведомство вводит очередной экзаменационный формат?
Читать на полной версииМинистерство образования и науки опубликовало образцы всероссийских проверочных работ, которые весной придется писать всем одиннадцатиклассникам. Проверки будут проводить по пяти предметам: биологии, географии, истории, химии и физике.
Как заявляют в министерстве, эти работы не имеют отношения к ЕГЭ, а балл, полученный за контрольные, не будет влиять на оценки в аттестате. Работы нужны для выявления пробелов в знаниях учеников и преподавании предметов, объясняют чиновники. Но школьники этому не поверят, а заявленные цели далеки от настоящих, считает учитель русского языка и права, член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.
Всеволод Луховицкий учитель русского языка и права, член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» «Сказано, что это для выявления и восполнения пробелов в знаниях детей. А можно ли восполнить эти пробелы? Очевидно, нет. Эти дети все равно уже выучили то, что выучили. Таким образом, фактически это проверка не учеников, а учителей. Это еще один способ показать широкой публике, как плохо работает школа. Во всяком случае, у меня есть ощущение, что это одна из целей. Последние годы чем больше сокращается финансирование образования, тем чаще наше руководство на разных уровнях показывает, что школа плохо работает. Казалось бы, логика должна быть обратной: когда школа плохо работает, то в нее надо вкладывать средства, ресурсы, помогать учителям. Я боюсь, что будет эффект обратный. Даже если школьникам скажут, что эти результаты никак не повлияют, например, на аттестат или поступление, они все равно будут думать, что повлияют. Значит, это будет неизбежная дополнительная нагрузка».
Вводить проверочные работы в середине учебного года слишком поздно, это дополнительная нагрузка и стресс и для детей, и для учителей, говорит уполномоченный по правам ребенка в Москве, заслуженный учитель России Евгений Бунимович.
Евгений Бунимович уполномоченный по правам ребенка в Москве, заслуженный учитель России «Идеи совершенно правильные. Действительно, у нас в последние годы образование превратилось в постоянную гонку к ЕГЭ, к тем предметам, которые сдают, то есть математика и русский, поскольку они обязательные, и тем, которые человек собирается сдавать. В этом смысле вся идея общего образования уходит куда-то в сторону, потому что по остальным предметам, которые не выходят на ЕГЭ, поскольку оно в данном случае добровольное и многие не сдают, непонятно, что в результате они осваивают по этим предметам. Так что идеологически это, может быть, и правильно, но мне кажется неправильным создавать стресс и начинать с конца обучения. Срезы надо начинать делать по всей школе, посмотреть, что происходит в четвертом классе, что происходит в седьмом, девятом, десятом классах. Во-первых, нужно на берегу обо всем договариваться. Может быть, если бы было объявлено, условно говоря, год назад или хотя бы перед 1 сентября, еще можно было бы об этом говорить. Обсуждать это сейчас, мне кажется, поздно, неправильно, это создание дополнительного стресса и для школьников, и учителей, и родителей — для всех. Давайте хотя бы перед 1 сентября объявлять все то, что будет в этом году, если мы не хотим, конечно, всех детей подготовить к работе в МЧС».
В Рособрнадзоре заявляют, что участие школ во Всероссийских проверочных работах (ВПР) добровольное. ВПР ничем не отличаются от тех контрольных, которые проводят школы в конце учебного года, просто задания составлены более профессионально, пояснили газете «Коммерсантъ» в Федеральном институте педагогических измерений.