Правительство может обнулить для книгоиздателей и распространителей ставки НДС, а также снизить размеры отчислений в Пенсионный фонд, соцстрах и ФОМС в рамках поддержки отрасли. Кроме того, как сообщает газета «Коммерсантъ», власти предлагают увеличить объемы списания неликвидной продукции и отнести рекламу книг к категории социальной.

Сейчас неликвид находится на балансе компании и облагается налогом в 10%. Как рассказали изданию участники рынка, его списания позволят сократить налоговые отчисления книжной отрасли на 30%. Если сейчас не принять соответствующих мер, то исчезнут последние книжные магазины в стране, говорит руководитель сети книжных магазинов «Московский дом книги», президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств Надежда Михайлова.

Надежда Михайлова руководитель сети книжных магазинов «Московский дом книги», президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств «Мы катастрофически теряем книжные магазины. Доступность в регионах к книге и литературе осуществляется именно через книжные магазины, а в последние полтора десятилетия так случилось, что их отнесли к чисто коммерческой деятельности. Чисто коммерческая деятельность и книга — понятия не вполне совместимые. У нас на 146 миллионов людей меньше тысячи книжных магазинов. Будут развиваться, открываться книжные магазины — будут больше тиражи, тогда и цена книги будет меньше, потому что в первую очередь одна из главных составляющих цены книги — это тираж. А сегодня, когда у нас средний тираж одна-две тысячи на 146 миллионов, о чем можно еще говорить?»

Генеральный директор издательства CLEVER, издатель Александр Альперович планам правительства по поддержки отрасли рад, но считает, что в нулевой ставке НДС нет необходимости:

Александр Альперович издатель, генеральный директор издательства CLEVER «Дай Бог, чтобы вообще это все состоялось. Это очень здорово, это назрело давно. Если действительно состоится, это даст определенный толчок развитию отрасли. Меня в данном случае сильно смущает нулевая ставка НДС, о которой все так радостно сообщают. Надо понимать, что книги продаются не только и не столько в книжных магазинах, они продаются в обычных гипермаркетах, в детских магазинах, в каких-то небольших многофункциональных магазинах и так далее. Если ты приходишь туда с нулевой ставкой, то ты перекладываешь всю нагрузку на продавца. И так у нас есть достаточно льготная ставка НДС — 10%. Я считаю, что с НДС можно здесь не играть, можно давать льготы по прибыли, по каким-то социальным фондам, но я бы НДС в данном случае не трогал, это мое мнение».

Меры, которые готовит правительство, способны увеличить рынок книготорговли в ближайшие 15 лет в два раза, считают некоторые эксперты. Директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор, медиаэксперт Михаил Гуревич сомневается в таких прогнозах:


Михаил Гуревич директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор, медиаэксперт «На самом деле мы видим чуть ли не впервые, когда правительство и в отношениях с бизнесом идет на такое доверие к частному бизнесу, когда разрешается списывать не проданный за год неликвид. Понятное дело, особенно касательно периодической прессы, да и во многом книгоиздательства, есть очень много неликвида, который не продается и висит на балансе компании, на него накладываются налоговые нагрузки, и это только отягощает деятельность книжных магазинов и киосков. Шаг навстречу в этом вопросе, мне кажется, является достаточно важным вне зависимости от того, насколько вырастет или не вырастет книгоиздательство в России. Относительно прогнозов того, что книгоиздательство в связи с этими льготами вырастет чуть ли не в два раза, я испытываю определенный скепсис. Мне кажется, что в сегодняшней ситуации книги очень напоминают лошадей в начале XX века. Тогда тоже казалось, что лошади — основной транспорт, а автомобили только входили на рынок, и казалось, что если для лошадей ты сделаешь какие-то поблажки, то они останутся основным транспортом. Но мы видим, как ситуация кардинально изменилась, и сегодня лошади — это удел коллекций, соревнований, высокомаржинальный luxury-бизнес, не имеющий отношения к массовому рынку. Книжный рынок, мне кажется, ждет та же судьба, и это не самая плохая судьба, будут издаваться дорогие качественные издания».

По итогам первой половины этого года спрос на электронные книги в России вырос почти на 75%. За шесть месяцев их было продано более 10 млн экземпляров.