Турция назначает на посты в НАТО сторонников сближения с Россией. Об этом сообщает лондонская Times со ссылкой на неназванные источники. По словам собеседников издания, турецкие офицеры написали письмо командующему сухопутными силами НАТО генералу Кертису Скапарротти. В нем они сообщили о том, что в последнее время в турецкой армии и в госучреждениях усилились антизападные настроения. «Беспокоит тот факт, что некоторые новые представители Турции при НАТО не только скептически относятся к необходимости альянса, но и ненавидят западные организации, являясь сторонниками России, Китая и Ирана», — говорится в письме. Можно ли говорить о росте пророссийских настроений в турецком руководстве?

Тогрул Исмаил профессор Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции «Конечно, нынешнее руководство страны придерживается самостоятельной внешней политики. В этом, конечно, приоритет дается в сотрудничестве и с РФ, прежде всего. Но на фоне обострения всего я могу сказать, что сейчас немного напряжены отношения между Турцией и Германией. А так в целом говорить о том, что существуют серьезные антизападные настроения, не приходится. И с США другая ситуация. Выжидательная позиция. Как будет, что будет, и каким образом? Пока ожидаем 20 января. Честно говоря, о назначениях в НАТО у меня информации нет. Но, например, посол, назначенный в России, — очень опытный дипломат, я думаю, что это неслучайное назначение. И на другие должности тоже, я думаю, привлекаются те люди, которые, скорее всего, не означают сближения с Россией, а близки той политике, которую сейчас проводит руководство страны. Здесь решение в том случае, что или назначение тех или иных людей, я думаю, не исходит, кто личностно близок России, а исходит от того, кто близок руководству страны. А на нынешнем этапе оно придерживается сближения отношений с Россией. Так что надо исходить из этого. Назначение отдельных личностей здесь, думаю, не играет существенную роль, как само восприятие России руководством страны».

По данным Times, два турецких атташе, работавших в посольстве в Лондоне, были отозваны в Анкару после попытки госпереворота в июле. Оба пытались получить в Великобритании политическое убежище, опасаясь ареста по возвращении на родину. При этом собеседник газеты не уточнил, что в итоге стало с этими офицерами. Можно ли говорить о росте антизападных настроений в Турции? Сможет ли Россия извлечь из этого выгоду?

Валерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «Речь идет о штабных офицерах, потому что у всех стран-членов НАТО есть своя квота, которую не заполняют в подразделениях организациях. Точно речь не идет о людях, которые принимают ключевые решения в НАТО. Это первое. И второе. Вся эта история, конечно, способна вызвать интерес. Но я бы рекомендовал все-таки, чтобы этот интерес соизмерялся с некоторой иронией, что не очень понятно, о чем идет речь, и масштабы этого явления явно не очень велики, в любом случае, пока что. В турецкой армии было крыло, последние 15-20 лет настроенное довольно настороженно в отношении Запады, поскольку турецкие попытки интегрироваться в ЕС встречались, мягко говоря, с непониманием и отторжением, и которые раздумывали в духе того, что в России называют евразийством. То есть есть сторонники, условно, евразийской ориентации. Но даже вот в этом сообщении говорится об офицерах в НАТО, то есть евроатлантический блок, членом которого является Турция. Во-вторых, напряженность, которая в отношении Турции в США возникла при прежней администрации вполне может быть снята при администрации нынешней. Это совсем не исключено. И, наконец, в-третьих, это самое главное. Главные экономические и стратегические связи Турции находятся отнюдь не в России и не Иране. А мы все же связаны с Европой и шире с Западом. Я бы сказал, что отдаление Турции от Запада автоматически означает приближение к России, чем, конечно же, Россия попытается воспользоваться и чем уже пользуется хотя бы в пропагандистских целях. Но поскольку Россия сама сейчас будет предпринимать и уже осторожно предпринимает попытки наладить отношения с Западом, то, наверное, было бы нелепо с нашей стороны ожидать, что Турция не будет предпринимать аналогичных попыток. Надо понимать, что напряженность в российско-турецких отношениях все равно сохраняется, и сохраняется взаимное недоверие, в том числе личное недоверие между Путиным и Эрдоганом. Отношения никогда не станут такими, какими они были прежде».

Times полагает, что разворот Эрдогана в сторону России и Китая может нанести большой урон НАТО. «Страна отдаляется от европейского, либерального и демократического будущего, что делает ее ненадежной для НАТО, где все государства действуют сообща. Это очень большая проблема», — заявил изданию бывший высокопоставленный чиновник североатлантического альянса.