«Путина ввели в заблуждение». Развитие липецкой истории, от которой «волосы дыбом»
Обстоятельства принятия постановления, которое возмутило президента, проверит квалификационная коллегия судей Липецкой области
Читать на полной версииВ Липецкой области проверят судью, чье постановление возмутило президента. Как заявил 8 декабря Владимир Путин, от этого документа «волосы, оставшиеся на голове, дыбом встают».
Глава государства на встрече с Советом по правам человека процитировал постановление мирового судьи из Липецкой области Екатерины Геворкян. «Урываев совершил преступление путем написания заявления в прокуратуру Липецкой области», — говорилось в документе.
Эти события происходили семь лет назад. Местный бизнесмен поссорился со своим соседом, судьей Липецкого облсуда Александром Бесединым, а также с гражданином Великобритании, который учил детей этого судьи. Бизнесмен заподозрил англичанина в краже и написал заявление в прокуратуру, в котором высказался о своем оппоненте в обидных выражениях. Тогда британец подал в суд, и мировой судья Геворкян в своем постановлении употребила возмутившую президента формулировку.
Однако если посмотреть на документ, то судья просто цитировала заявление британца. Именно истец, а не судья считал, что совершено преступление путем обращения в прокуратуру, говорит главный редактор липецкого портала Gorod48 Дмитрий Винников.
Дмитрий Винников главный редактор липецкого портала Gorod48 «После того как Путин рассказал, что у него встали волосы дыбом, квалификационная коллегия Липецкого областного суда заявила, что проводит проверку постановления мирового судьи Геворкян. Уже понятно, что Путина ввели в заблуждение, потому что это постановление не содержит фразы о том, что его фигурант совершил преступление путем обращения в прокуратуру. Судья всего лишь цитирует исковое заявление подданного Великобритании Саймона Шекилса, который соседствовал с липецким бизнесменом Урываевым, у них возник конфликт по поводу украденных с участка Урываева стройматериалов. В результате этого конфликта бизнесмен, по мнению Шекилса, его оскорбил, и тот, в свою очередь, обратился с исковым заявлением о распространении оскорблений и клеветы. Было это в 2009 году, и судья мирового суда Добровского судебного участка Липецкой области Геворкян выписала постановление о приеме этого дела в производство, в котором цитировалась часть искового заявления Саймона Шекилса. Звучит это так: «Мировому судье судебного участка поступило заявление Саймона Шекилса о привлечении Урываева Василия Михайловича к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 129, ч. 1 ст. 130 УК РФ по факту нанесения потерпевшему оскорблений и распространения в отношении него клеветы путем написания заявления в прокуратуру Липецкой области». Резолютивная часть этого постановления гласит: принять к производству заявление Саймона Шекилса о привлечении Урываева Василия Михайловича к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 129 и ч. 1 ст.130 УК РФ. Весь скандал не стоит выеденного яйца».
У липецкой истории в итоге оказался трагичный финал: через какое-то время после ссоры соседей сына бизнесмена обвинили в изнасиловании несовершеннолетних, он получил 19 лет тюрьмы. Как писали СМИ, в деле было много неоднозначных обстоятельств и вина подсудимого не очевидна.
Вкратце суть дела: в селе появился педофил, который обещал своим жертвам деньги и связывался с ними по телефону. Правоохранители устроили засаду, неизвестному подозреваемому позвонили на мобильный. В этот момент мимо проходил сын бизнесмена Роман Урываев, и у него зазвонил телефон. Оперативники задержали молодого человека. Как потом признал суд, звонили ему по работе и с другого номера. В деле было очень много несостыковок, рассказала Business FM обозреватель «Московского комсомольца» Ева Меркачева.
Ева Меркачева обозреватель «Московского комсомольца» «Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин (на тот момент это был он), говорил, что обвинение строится исключительно на доказательствах, которые состоят в том, что он был в момент всех этих преступлений вблизи этих мест, что он имел свободный рабочий график и что у него были деньги для того, чтобы пользоваться всякими интимными услугами. Это единственное, как утверждал Лукин, и прямых каких-то доказательств в деле нет. Но просто был конфликт между отцом этого Урываева — Василием Урываевым — с заместителем председателя областного суда, и якобы на этом конфликте очень многое строится. Там, на самом деле, столько всего было замешано, напутано, а в любом регионе, мы прекрасно знаем, что все друг друга знают. И там потом выяснялось, что те оперативники, которые задерживали Романа, что они каким-то образом связаны с этим судьей, и все там приходятся кому-то друзьями, братьями, сватами, соседями, и, в общем, такой змеиный клубок. Разобраться было очень-очень сложно. Там ведь статья, которая ему вменяется, — это не изнасилование, а насильственные действия сексуального характера. Это очень опасная и скользкая статья, потому что сами действия не предполагают какого-то результата, то есть это не изнасилование, это погладил по каким-то местам, потрогал, посмотрел, раздел, все это относится к насильственным действиям сексуального характера, но сложно биологически это доказать. Меня даже больше всего поразило, что половина тех потерпевших в конечном итоге отказались от своих показаний, сказали, что следователи их чуть ли не силой доставляли в отделение полиции. Они в итоге подписывали какие-то заявления, даже не вдумываясь, не глядя на это. Это такое дело было достаточно громкое, скандальное, но как бы то ни было, Роман попал в тюрьму, где и находится, скандал продолжается. Я так думаю, что пытались вообще привлечь внимание президента к этому делу как раз с помощью этого постановления мирового судьи».
После вмешательства уполномоченного по правам человека дело пересмотрели, и приговор сначала смягчили на два года, а после до 13 лет. Родственники осужденного считают, что это уголовное дело — месть. Они не оставляют попыток оспорить решение судов, обращаются во все возможные инстанции, в том числе и к президенту страны.