Сегодня, 26 октября, General Motors начнет производство автомобилей Opel Astra и Opel Zafira на заводе «Автотор» в Калининграде.

Согласно официальному сообщению компании «Автотор Холдинг», выпуск двух моделей автомобилей германской марки Opel — седана Opel Astra и минивэна Opel Zafira — «на первом этапе будет производиться крупноузловым методом из комплектующих на основе поставляемых Opel окрашенных кузовов». Однако уже к 2011 году, согласно контракту, на Калининградском «Автоторе» наладят полный цикл производства со сваркой и окраской кузовов на месте.

Новый проект обойдется в чуть более 50 млн евро. Эту сумму в равных долях вложат участники проекта. При этом 39 млн евро из общей суммы уже инвестировано в организацию крупноузловой сборки. Еще около 12 млн поступят в течение двух последующих лет в организацию производства полного цикла.

Инвестиции в размере 50 млн евро, по словам экспертов, должны окупиться довольно быстро, так как эти модели и так очень популярны в России, а при сборке на внутреннем рынке производители могут добиться и снижения цены, считает заместитель главного редактора газеты «Автоизвестия» Андрей Осипов: «Если в результате налаживания сборки в Калининграде удастся хоть на ненамного снизить цены на эти модели, то спрос на них естественно вырастет».

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в России за 9 месяцев этого года было продано 29,6 тысяч автомобилей Opel. Годом ранее с января по сентябрь этот показатель составил 78 тысяч автомобилей, то есть почти на 60% больше. При этом основная часть пришлась именно на Opel Astra — эта модель входит в топ-25 самых продаваемых машин в России.

Осенью прошлого года GM запустила под Санкт-Петербургом собственный завод мощностью 70 тысяч машин в год. В этот проект компания вложила 300 млн долларов.

На этом заводе со следующего года также будет выпускаться Opel Astra. А переговоры по вопросу организации производства машин Opel на заводе в Калининграде начались в феврале этого года. Тогда исполняющий обязанности генерального директора завода Владимир Кравченко заявил о том, что в планах «Автотора» — перенос в Калининград производства трех моделей Opel: двух модификаций Astra и Zafira — с завода в Польше. В итоге стороны пришли к такому решению: на заводе под Питером будет собираться новая версия Astra, а в Калининграде — уже существующая.

Изначально в планы «Автотора» входила организация сборки и последующая продажа авто в России, а также отправка их на экспорт в Европу. Однако, несмотря на близость к европейским потребителям, производство Opel в Калининграде будет ориентированно исключительно на внутренний рынок, уверен генеральный директор информационного портала «Auto-Dealer.ru» Олег Дацкив: «Реэкспортом никто заниматься не будет — смысла в этом нет. Завозить сюда детали, собирать из них автомобили и потом отправлять обратно на какие-то другие рынки? Не вижу здесь ни экономической, ни логистической целесообразности».

По данным «АСМ-Холдинг», в 2008 году «Автотор» выпустил 108 тысяч 458 легковых автомобилей, что на 2 % выше показателя 2007 года. Около половины выпущенных машин приходится на долю популярных Chevrolet Lacetti (54 тысяч 159). В январе-августе этого года «Автотор» выпустил 47,5 тысяч машин (падение объемов составило 40,2%). А потому выпуск популярных моделей может несколько повысить объемы производства.

GM начала сотрудничество с «Автотором» в 2004 году — пять лет назад в Калининграде стали выпускать Hummer, Chevrolet TrailBlazer и Tahoe. Позже к ним присоединились автомобили Cadillac. С ноября 2008 года на предприятии запущена первая очередь сварочно-окрасочного комплекса по выпуску автомобилей Chevrolet Lacetti, сборка этой модели началась в 2006 году. Предприятие производит также BMW третьей и пятой серий, а также кроссоверы Х3 и Х5, Kia, а также грузовые автомобили и мототехника.